Главная » Статьи » Специалистам |
Педагогическая диагностика выявления ошибок, возникающих при чтении. Почти в каждом классе есть ученики, у которых возникают трудности в обучении чтению. Этим ребятам приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках чтения (грусть, злость, скуку). В результате этого негативное отношение к чтению может сохраниться надолго. Для выявления возникающих ошибок и проведения качественной и количественной оценки целесообразно дать следующие задания (по Безруких М.М.) Приложение "Протокол обследования навыка чтения учащегося" ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв. а) печатных (строчных и заглавных)
б) письменных (строчных и заглавных)
Инструкция. Назови буквы, не торопись. Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы. 1 балл – буква прочитана правильно; 2 балла – замена другой буквой (в протоколе пишется эта буква); 3 балла – буква не узнана (не может прочитать). Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138. ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов. а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных)
б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных) Инструкция. Прочитай слоги, не торопись. Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога. 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слога по буквам, примеры записывать в протокол); 3 балла – слог не узнается (не прочитывается). Минимальный балл – 21, максимальный балл – 63. ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов. 3.1) Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных 3.2) Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных Инструкция. Прочитай слова, не торопись. Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др. – примеры записывают в протокол); 3 балла – слово не читается (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 12, максимальный – 36. Задание 4. Чтение печатного текста (3 предложения), ответы на вопросы.
Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по тексту. Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др.); 3 балла – слово не прочитано (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 14, максимальный балл – 42. Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл – 3, максимальный балл – 6. Полученный балл суммируется с итоговым баллом за технику чтения текста, и получается общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 17, максимальный балл – 48. Далее производится количественная оценка навыка чтения: подсчитывается общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики. Минимальный балл – 95, максимальный балл – 282. Результаты исследования уровня сформированности навыка чтения учащихся заносятся в протокол (Приложение). Качественная оценка предполагает оценку как сформированности навыка чтения (на уровне слога, слова, предложения), так и общего звучания речи (скорость, голос, разборчивость, темп). Минимальное количество штрафных баллов (общий суммарный балл – 96–105) может свидетельствовать о трудностях формирования навыка чтения, которые преодолимы в дальнейшей работе при корректировании условий прохождения материала. Общий суммарный балл больше 105 может быть связан с комплексными трудностями формирования навыка чтения, а также специфическими трудностями, которые могут быть преодолены только в результате целенаправленной специфической коррекционной работы. Источник: Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе : причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М. : Эксмо, 2009. Материалы подготовлены учителем – дефектологом Сидоренко А.Г. | |||
Просмотров: 615 | Рейтинг: 0.0/0 |