Главная » Статьи » Родителям особого ребенка |
Интеллектуальные трудности школьника с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) не болезненное состояние, а нарушение психического развития ребёнка. Проблема ЗПР является актуальной, т.к. теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Требования в школе к умственным способностям таковы, что ребёнок с ЗПР вряд ли может их выполнить, он становится беспокойным, излишне подвижным, суетливым, невнимательным, слабо усваивает программу обучения, что учителем оценивается, как показатель лености и недостаточности прилежания. Родители же, наоборот, обвиняют в неуспеваемости сына/дочери учителя. Обе стороны, зачастую, не понимают, что ребёнок становится неуспевающим по объективным причинам. В связи с пробелами в знаниях с ним начинают заниматься дополнительно, тратится много времени на учебную деятельность, на подготовку домашних заданий, остаётся мало времени на отдых и сон. Это ведёт к снижению умственной работоспособности, к снижению способности к запоминанию, к психической медлительности. Ребёнок жалуется на головную боль, непереносимость духоты, жары, яркого света, шума. Выявляются эмоциональные расстройства: слезливость, ранимость, тормозимость (чаще у девочек), либо раздражительность, возбудимость (чаще у мальчиков), склонность к немотивированному понижению настроения, расторможенности или, наоборот, гиподинамии. Нарушается сон, аппетит. Со снижением умственной работоспособности тесно связаны неврозоподобные состояния: тревожность, боязливость, легко возникающие тики лица, шеи, плеч, неврозоподобные заикания, энурез, мутизм (отказ от говорения в субъективно трудной для ребёнка ситуации). Довольно часто появляется страх школьной ситуации (страх не выучить урок, страх позора от неудачного ответа, страх показаться смешным в глазах одноклассников, страх ответов у доски, страх вызвать недовольство учителя). Страх возникает тем легче, чем младше ребёнок. Педагог в жизни младшего школьника занимает особое место. Ребёнок чутко реагирует на интонации учителя. Порицание учителем формирует неверие в свои силы и возможности. Страх является источником многих болезней, как душевных, так и телесных. Обратная сторона страха – агрессивность. За агрессивностью подчас скрывается отчаяние ребёнка, который ищет признания в любви и сочувствия. Потребность ребёнка в агрессивности часто выступает как протестная реакция на каждодневную трудную ситуацию, а не как психическая болезнь. Она способствует появлению у ребёнка чувства обиды, раздражения, эмоциональной тревоги. На этом фоне легко возникают поведенческие отклонения – отказ посещать школу. Ребёнок с ЗПР может вести «двойную жизнь», маскируя свои уходы из школы (уходит в школу, а сам гуляет на улице), затем может присоединиться бродяжничество (не ночует дома одну или несколько ночей), эпизодическая алкоголизация, курение, вдыхание токсических веществ и. т. д.. Особенностью этих состояний является их волнообразный характер, т.е. обостряются в период учёбы, а во время школьных каникул и выходных дней ситуация улучшается. При выявлении трудностей в обучении и нарушениях поведения педагогу и родителям необходимо обратиться к психологу и педиатру. Педиатр решит, следует ли направить ребёнка к невропатологу или детскому психиатру. От своевременности психолого-педагогической и лечебной помощи зависит успешность обучения и последующей социальной адаптации ребёнка. Материал подготовлен учителем-дефектологом ЦПМПК Ященко Е. Н. | |
Просмотров: 682 | Рейтинг: 0.0/0 |