Если в семье особый ребенок…
Рождение ребенка с проблемами в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Появление особого ребенка независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников.
К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей, пережив стресс, приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.
Наиболее трудные моменты в жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов:
- Выявление факта нарушения развития ребёнка Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности.
- Старший дошкольный возраст. Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
- Подростковый возраст. Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно с противоположным полом. Обособление от общества.
- Старший школьный возраст Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства.
Советы по организации взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой:
- Не забудьте о необходимости подготовить малыша к встрече с незнакомыми людьми. Если он может понять ваши рассказы, поясните, куда придете, чем люди (дети) будут отличаться от старых знакомых и т.д. Если ребенок не воспринимает ваши слова, особые усилия приложите к подготовке людей, с которыми будете встречаться. Не стесняйтесь своих проблем, поясните и научите их, как можно общаться с вашим сыном (дочерью) – прикосновением, звуками, элементарными знаками и т.д. Известны случаи, когда первое общение ребенка вне семьи настолько было для него стрессовым, что последующие усилия родителей не имели успеха долгие годы.
- Не упустите из виду особую эмоциональную восприимчивость своего ребенка. Приготовьтесь к тому, что он будет стремиться спрятаться, не отходить от вас, будет более агрессивным или сверхкапризным. Найдите в себе силы выдержать несколько минут, постепенно увеличивайте время. При этом не забывайте, что не только вашему ребенку не должно надоесть, но и люди вокруг него не должны устать от общения с ним, особенно будьте внимательны в детской среде.
- Родители, которым удалось организовать общение своих детей и сверстниками, всегда советуют привлекать братьев, сестер, детей родственников и соседей к тому, чтобы именно они «вводили» вашего ребенка в мир своего детства. Попробуйте и вы сделать своими союзниками сверстников сына (дочери), пусть они приглашают и ведут его в свой ребячий мир.
- Не «навязывайте» своего ребенка, если его не воспринимают. Это не его вина, просто предлагаемая среда для игры или общения пока не готова его принять, попробуйте еще раз найти способы подготовить окружение к приходу особого ребенка, а в случае, если почувствуете нереальность поставленных задач, не отчаивайтесь, ищите других людей, других сверстников. Надежным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или инициативные объединения семей, имеющих таких же особых детей.
Список литературы:
«Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни». Пособие для родителей и специалистов, под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, М.В. Водинская, Е.Ю. Герасимова, издательство «Научная книга»., 2007г.
« Лоцман по жизни». Книга для семей, воспитывающих детей-инвалидов., 2014г.
Материалы подготовлены учителем-дефектологом ЦПМПК МО Ященко Е. Н. |