Главная » Статьи » Родителям особого ребенка |
Когда мы включаем свет, поворачиваем ключ зажигания в автомобиле или нажимаем на кнопку компьютера, то не задумываемся, какая сложная система стоит за простыми повседневными действиями. Нам приходит это в голову лишь тогда, когда привычные механизмы не срабатывают. Но ребенок — не механизм, который можно разобрать. И феномен человеческой речи, существующий тысячелетия, несоизмеримо сложнее любого рукотворного устройства. Но пока это не коснулось человека лично, его это не сильно волнует. Что же делать маме, если ребёнок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда? 1. Чтобы научить ребёнка говорить, дома должны звучать аудиозаписи детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом! 2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но... именно рассказывать, а не читать по книжке!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребёнка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». 3. Рассматривайте с ребёнком картинки. Картинки должны быть чёткие, реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошёл? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребёнок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов. 4. Разговаривая с малышом, всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему доступно. 5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений. 6. Для коррекции задержки речевого развития дома проводите артикуляционную гимнастику. Ярко показывайте движения губ, щек, языка.
· Облизать губы по кругу, дотянуться с силой языком до носа, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье). · Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно). · Облизать тарелку, как это делает киска. · Приоткрыть рот, побарабанить языком по верхним зубам («барабанщик»). · Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им воду», слегка причмокивая. · Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать. · Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. · Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки. · Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик. · Поиграть в паровозик: погудите, «у-у», губы трубочкой. · Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
7. «Непонималки». Неговорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой, стоять на своём. Но успокоить ребёнка всё же придётся: «Скажи, как я» или «Давай попробуем сказать вместе». МАМАМ НА ЗАМЕТКУ! Не зацикливайтесь на том, что ребёнок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, её спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребёнку, чтобы заговорить! Используемая литература: М.Г. Борисенко, Т.А. Датешидзе Учимся слушать и слышать. Материал подготовила учитель-логопед ГОБУ МО ЦППМС-помощи Тихонова Л.В.
| |
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0 |