Загадка как средство всестороннего развития ребенка.
Загадки – вид устного народного творчества. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи у детей. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Это имеет немаловажное значение для выработки у школьников умения выделять главное, основное в наблюдаемом явлении природы или в каком-то понятии. Загадки развивают находчивость и сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению: видеть в обыкновенном - необыкновенное, а в необычном - обычное.
Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности и пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность. Они вызывают положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой. Эти особенности загадок определяют их богатые дидактические возможности. Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание детей на каком-то изучаемом понятии, предмете, слове, букве, звуке и т.д.
Варианты текстов загадок.
Домашние животные
Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается.
(Кошка)
|
С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвостик колечком.
(Собака)
|
Хвост – крючком,
Нос – пятачком,
В лужах купается,
Как называется?
(Свинья)
|
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е!»
(Козел)
|
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызет морковку.
(Кролик)
|
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!
(Корова)
|
От топота копыт
Пыль по полю летит.
(Конь)
|
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
(Овца)
|
|
Дикие животные.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
|
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса.
А зовут ее…
(Лиса)
|
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
(Кабан)
|
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)
|
На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
|
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
(Ёж)
|
Зимой спит, летом ульи ворошит.
(Медведь)
|
Маленький рост, длинный хвост.
Серенькая шубка, остренькие зубки.
(Мышь)
|
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят…
(Черепахи)
|
Выпучив глаза, сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живет на земле.
(Лягушка)
|
По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…
(Крокодил)
|
Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится…
(Жираф)
|
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину – Хоть пиши картину!
(Бобры)
|
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки,
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу,
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит…
(Рысь)
|
Разрисованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
(Зебра)
|
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Олень)
|
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(Крот)
|
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
|
Насекомые:
Ни зверь, ни птица,
А нос, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)
|
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
|
Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(Муравьи)
|
Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(Пчела)
|
Целый день летает, всем надоедает
Ночь настанет, тогда перестанет.
(Муха)
|
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
|
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
|
В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает.
(Бабочка)
|
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк!
(Паук)
|
Материалы подготовлены учителем – дефектологом ЦПМПК МО Сидоренко А.Г. |