Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Усвоение
моральных норм и «притязание на признание»
младших школьников
Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей. Взрослым следует не забывать, что надо учить управлять своим поведением ребенка, а это значит:
Развитию
произвольности помогают «поручения» Как давать ребенку поручение? Поручив задание, попросить повторить его. Это позволяет ребенку вдуматься в содержание задания и отнести его к себе. Предложить подробно спланировать свою работу: наметить точный срок выполнения, распределить работу по дням, наметить время работы. Эти приемы способствуют созданию намерения обязательно выполнить задание даже у тех детей, которые первоначально его не имели. Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения. Ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. "Я хороший” — внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции — большие возможности для воспитания. Притязая на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить свое право на это признание, благодаря чему — старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.
- дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. - дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. - во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей. В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Конформное поведение, следование за сверстниками типично для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях. Стремление "быть лучше, чем все” в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников.
Гораздо эффективнее действует сравнение ребёнка с самим собой: если ему сообщить о том, насколько он продвинулся по сравнению с прежним уровнем, это может оказать благоприятное влияние на его самооценку и стать предпосылкой повышения уровня учебной деятельности. Источник: Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет . -М., 1999г. Материалы подготовлены педагогом-психологом ЦПМПК Ляш Л.И.
| |
Просмотров: 2238 | Рейтинг: 5.0/1 |