Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве Cуществует множество теорий, подходов к воспитанию. Однако, родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? Стратегия 1: «Отдадим его профессионалам» «почему, собственно, не поручить специалистам, а не нам, дилетантам, и воспитание, и выхаживание, и нахождение общего языка с «ним», еще не совсем нам понятным» Однако при тотальном преобладании этого способа решения воспитательных задач терпит ущерб непосредственность отношений в семье: угасает личностный контакт, эмоциональная связь между родителями и детьми — теряется основа нормального взаимопонимания и управления ребенком в раннем и тем более подростковом возрасте. Стратегия 2: «Он должен, он просто обязан» Кто не успел, тот опоздал. Жизнь таких семей, обычно руководимых матерью, подчинена строгому распорядку дня и громадью планов, иногда выстроенных на несколько лет вперед, бесконечная гонка по секциям, клубам, репетиторам, курсам… Отношения внутри такой семьи крайне напряжены: одобрение, похвала, радость родителей в существенной степени зависят от того, что сделал и что не сделал ребенок. Однако, главный родительский долг — это безусловное приятие ребенка: следует любить его за простой факт его существования, «за то, что он есть». Если пренебречь этим, то все накопленные в результате многолетних усилий достижения ничем не помогут в ситуациях личностного кризиса, выбора профессии... Родителям же чрезвычайно трудно бывает смириться с крахом надежд, возложенных на детей: не сознавая границу между своей личностью и личностью ребенка, они воспринимают его поражение как собственное. Стратегия 3: «Духовное, только духовное!» Только советские мультфильмы, только выставки и театры… Трепетное отношение к книге и чтению… Многие родители с тоской переживают несовпадение воспитательных ориентиров собственного детства с теми, какие пришли им на смену. Сторонники этой стратегии считают необходимым заложить в сознании ребенка прочный фундамент «подлинных ценностей и смыслов», противопоставленных «зачумленному» окружающему миру. И нормальный процесс постепенного отделения ребенка от родителей, возрастания его интереса к подростковым сообществам, к новым, не освященным семьей формам жизни часто воспринимается родителями болезненно, как измена семейным ценностям. Стратегия 4: «Ему позволено все» Родители движимы идеей, что их ребенок — самоценная личность, что сокровища, скрытые в его душе, безжалостно уничтожает социализация и вообще всякая регламентация. Само по себе понимание родителями потребности ребенка в физической и психологической свободе, спонтанности действий — возможности перемазаться, от души набегаться, беспрепятственно фантазировать и самовыражаться — прекрасно. Родителям трудно признать объективный характер своих прав и необходимость разумной регламентации поведения ребенка, тем самым подготовить ребенка к его будущему существованию в обществе и взаимодействию с другими, научить его адаптироваться, выживать в конкурентных условиях. Стратегия 5: «Главное для ребенка — мать!» Воспитание ребенка целиком доверяется воспитание ребенка целиком доверяется матери, т. е. «самому важному» для него человеку. Отец здесь, как правило, не влияет на повседневную жизнь ребенка или влияет очень косвенно и на трудности в процессе воспитания реагирует самым нехитрым образом «значит, ты недостаточно занимаешься ребенком» Часто за решением женщины посвятить себя воспитанию детей могут скрываться уже существующие сложности социальной адаптации и самореализации. Стратегия 6: «Главное для ребенка — бабушка!» Все каждодневные обязанности по уходу за ребенком переданы бабушке. Она кормит ребенка, гуляет и, по мере сил, играет с ним, забирает его из школы, возит в секции и музыкальную школу, проверяет уроки. Иногда ребенка передают бабушке на всю неделю, а с родителями он видится только в выходные. Однако чрезмерная включенность бабушки в жизнь семьи приводит к тому, что каждый ее член оказывается в двойственной ролевой позиции. Бабушка отличается от няни принципиальной неуправляемостью, и фактически получает права на руководство жизнью молодой семьи.
Источник: http://www.strana-oz.ru Гражина Будинайте | |
Просмотров: 1213 | Рейтинг: 0.0/0 |