Главная » Статьи » Родителям об интересном |
В процессе социального развития ребёнок-дошкольник овладевает важными социально значимыми умениями и навыками: 1. Умение здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании. 2. Благодарить за услугу, за подарок, угощение. 3. Адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации. 4. Проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих. 5. Быть партнёром в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности. 6. Положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормит животных, полить растения, убрать мусор, помыть посуду, протереть пыль и т.д. 7. Уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам. 8. Давать элементарную самооценку своим поступкам и действиям. 9. Замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника. 10. Начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми; владеть некоторыми приёмами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику, промолчать в ответ на оскорбление и др.). Важными социальными навыками, которые дети приобретают в дошкольный период, являются их адекватное поведение в семье и в общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным и др.
Факторы, затрудняющие социальное развитие детей дошкольного возраста.
1. Неадекватные формы общения и взаимодействия матери со своим ребёнком. Форма общения, предлагаемая малышу родителями, не соответствует уровню его образовательных возможностей; домашний подбор игрушек не обеспечивает условий для формирования ведущей детской деятельности, не удовлетворяют игровым потребностям ребёнка. В связи с этим у ребёнка не возникает интереса к предложенной игрушке и действиям с ней, не формируются направленные эмоции по отношению к близкому взрослому и потребность в общении с ним. 2. Неумение родителей ввести малыша в социум. Особенности развития и неадекватное поведение ребёнка в раннем возрасте вызывают у многих родителей растерянность и отчаяние. Вместе с тем чтение популярной литературы, завышенный или заниженный уровень собственных педагогических способностей не позволяют матери «включать» ребёнка в социум, т.к. она не владеет специальными приёмами и реально не может оценить его актуальный и потенциальный уровень социального развития. 3. Отсутствие организованного режима дня в семье. Многолетний опыт консультирования родителей с детьми показывает, что многие родители не в состоянии организовать режим дня ребёнка. 4. Отсутствие адекватной предметно-развивающей среды для ребёнка в семье. Родители не учитывают образовательные потребности ребёнка, поэтому в домашнем игровом уголке отсутствует необходимый набор предметов и игрушек для его познавательного развития. Компоненты готовности к включению в коллектив сверстников: 1. Умение сотрудничать с новыми взрослыми и сверстниками. 2. Действовать совместно или по подражанию в разных видах деятельности. 3.Адекватно вести себя в быту, подчиняться режиму дня. 4. Владеть навыками опрятности и самообслуживания (уметь одеваться и раздеваться, умываться и причёсывается, убирать вещи в шкафчик с помощью взрослого или самостоятельно).
Таким образом, у ребёнка дошкольного возраста социальная линия развития является важной составляющей его жизнедеятельности, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребёнка у включению в коллектив сверстников-дошкольников и качество созревающей личности в целом. Материалы подготовлены социальным педагогом ЦПМПК Васинцевой О.М. | |
Просмотров: 2674 | Рейтинг: 0.0/0 |