Приветствую Вас Гость!
Среда, 27.11.2024, 17:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Роль фонематического восприятия в коррекции речевых нарушений дошкольника

Роль фонематического восприятия в коррекции речевых нарушений дошкольника

Уважаемые родители! Вашему ребенку  предстоит  скоро пойти  в школу? В  данной статье предлагается  несколько упражнений,  которые  помогут определить степень развития фонематического восприятия у вашего ребёнка.

Ведущее место в комплексном подходе к  коррекции недоразвития речи  исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт  подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.

Упражнения:

  • ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три слова  в названном порядке;    
  • из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных;
  •  из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три;
  • воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога;
  • воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками;
  • воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву­ками, различающимися по мягкости/твердости;
  • воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечени­ем двух согласных звуков и разными гласными.

Источники

  1. Материалы из книги Т.А. Ткаченко «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие»
  2. www.logoped-kuprina.msk.ru/parent.php


Материал подготовлен учителем-логопедом ЦПМПК Шистеровой Т.А.

Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (22.01.2016)
Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0