Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Родителям о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе более века назад. Таких детей называли «гиперактивными», «страдающими минимальной мозговой дисфункцией». Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ:
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла.В этот момент ребенок не реагирует на замечания учителя. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться, постоянно вертеть головой, чтобы остаться в «сознании». Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы «ученики сели и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречия. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома: – первый отмечается в 5-10 лет (приходится на период подготовки к школе и начало обучения), – второй – в 12-15 лет (обусловлен динамикой развития высшей нервной системы). На современном этапе исследования СДВГ выделяют три группы факторов, способствующих развитию синдрома:
Для снижения повышенной двигательной активности необходимо соблюдать условия: -обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения, -соблюдение режима дня и сна, -обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок, -соответствующая медикаментозная поддержка, -разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей, -своевременная нейропсихологическая коррекция. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка: - проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; - контролируйте поведение ребенка, не навязываяему жестких правил; - не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; - избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку; - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного); -повторяйте свою просьбу много раз; -не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; -выслушайте то, что хочет сказать ребенок; -не допускайте ссор в присутствии ребенка; -установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; -снижайте влияние отвлекающих факторов во времявыполнения ребенком задания; -оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; -помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; -придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение;можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля; - не прибегайте к физическому наказанию! (если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка); - чаще хвалите ребенка;порог чувствительности к отрицательным стимулам низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, но чувствительны к поощрениям; - воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией (используйте прием релаксации - глубокий вдох и выдох); - не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; - помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; - помните, что для ребенка с СДВГ наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на телефонные разговоры, внеочередное дежурство по кухне, досрочное отправление в постель и т.д. !!! Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». !!! Помните, невозможно добиться исчезновения гиперактивности за несколько месяцев и даже за несколько лет.Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться до взрослой жизни. Литература: Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. – СПб,, ИМАТОН 2010. Материал подготовлен социальным педагогом ЦПМПК МО Васинцевой О.М. | |
Просмотров: 500 | Рейтинг: 0.0/0 |