Приветствую Вас Гость!
Среда, 27.11.2024, 22:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

   Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у вашего ребенка  устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.

   Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить  каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Для получения правильного результата проверки слуховой дифференциации звуков необходимо соблюдать следующие условия: 

•     картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает;

• картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается;

•   картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок; 

• не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания;

• нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ; 

   Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении   или неустойчивом различении звуков ребенок  будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

   При нормальном речевом развитии различение всех звуков, а, следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям,  начиная с двухлетнего возраста. Именно неразличение ребенком  звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.

   Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми. Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании.

   После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах.

   Можно предложить ребенку  такие игры-упражнения:

  • Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.
  •  «Пиши кружочками". Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

   В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка). Упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.

Успехов вам!

Материалы подготовлены учителем-логопедом Спиридоновой О.В.

Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (01.12.2014)
Просмотров: 375 | Рейтинг: 0.0/0