Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Рекомендации для родителей по развитию умения общения с детьми
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку - стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии - контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил - избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку - не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя» - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз - для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию - помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными - выслушайте то, что хочет сказать ребёнок - не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок
Изменение психологического микроклимата в семье - уделяйте ребёнку достаточно внимания - проводите досуг всей семьёй - не допускайте ссор в присутствии ребёнка
Организация режима дня и места для занятий - установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания - избегайте по возможности больших скоплений людей - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности
Специальная поведенческая программа - не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка - чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям - постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком - не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время - не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям - помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап - не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев Помните, что для ребёнка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» - лишение удовольствия, лакомства, привилегий - запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д. - приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель) Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного. Помните, что у ребенка невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, та как это требует своевременной диагностики и комплексной коррекции. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Но всё-таки, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Поведение в процессе общения с детьми Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть». Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение обего самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей. Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки. Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…». Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его. Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец». Материалы подготовлены учителем-дефектологом ЦПМПК Ященко Е. Н. | |
Просмотров: 3005 | Рейтинг: 1.0/1 |