Приветствую Вас Гость!
Суббота, 05.10.2024, 16:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

 Основные виды связного высказывания – рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Самостоятельный рассказ – высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления. Словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.

       Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ – из диалога по поводу событий из личного опыта ребенка.

          Собственно монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому будут побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим ребенком все этапы этого развития.

         Побольше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры на различные темы, причем давайте ему возможность сказать как можно больше. Главное, внимательно слушайте своего маленького  собеседника. Ребенок только тогда захочет говорить, когда Вы захотите его слушать.

     С чего начать обучение пересказу?

Главная опора при обучении пересказу – на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого уточните значение слов, выражений, которые могут быть непонятны после первого прочтения. Правильность понимания текста в целом можно проверить с помощью поисковых вопросов. После предварительной работы по уточнению смысла надо составить план пересказа. Делается это путем подбора вопросов к тексту, задаваемых серией. Очень конкретные вопросы задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное, чтобы с помощью вопросов ребенок смог связать отдельные части текста между собой и не нарушил при пересказе последовательности событий. Сказку или рассказ можно разыграть с ребенком, предоставив ему возможность выбрать себе роль. Пересказывать можно не только прозаический текст, но и стихотворный.

 Как обучить ребенка самостоятельному  рассказыванию?

           Всегда легче рассказывать о знакомых событиях, описывать знакомый предмет или действие, которое умеешь совершать, поэтому первые образцы связной речи – это рассказы на темы из личного опыта. Если постоянно побуждать ребенка к рассказыванию о прожитом дне, это станет о потребностью – поделиться своими впечатлениями о пережитом.

    Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок. Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ. Когда ребенок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему можно предложить самому выложить в нужной последовательности серию из трех-четырех картинок, а затем составить рассказ по данной серии.

             Можно использовать игру «Нарисуй сказку», цель которой – научить составлять рисуночный  план к тексту и использовать его при рассказывании. Вы читаете текст сказки и предлагаете ее записать с помощью схематичных рисунков. Таким образом, ребенок сам изготавливает серию последовательных рисунков, по которым потом рассказывает сказку. Помогите ему в схематичном изображении предметов.     

  «Чего на свете не бывает». Дети любят рассматривать картинки-небылицы, находить и обсуждать ошибки. Нужно только попросить ребенка не просто перечислять неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочно. Тогда получится полное описание картины, да и еще с элементами рассуждения

«Как ты узнал», цель игры – учить подбирать доказательства при составлении рассказов, подбирая существенные признаки. Предложите ребенку предметы или предметные картинки. Пусть он выберет и назовет. Спросите его: «Как ты узнал, что это телевизор, книга, мяч, пылесос, аквариум и т.д.?». И ребенок должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от других.

«А я бы…», цель игры – развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию. После прочтения ребенку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал одним из главных персонажей. Запишите рассказ ребенка на магнитофон, прослушайте его вместе с ним.

 Литература:

Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., 2000г.

Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 1996г.

Козырева Л.М. Развитие речи. – Ярославль, 2002г.

  Материалы подготовлены учителем-логопедом ЦПМПК Шистеровой Т.А.

Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (27.11.2012)
Просмотров: 2819 | Рейтинг: 5.0/1