Приветствую Вас Гость!
Четверг, 03.10.2024, 19:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста

Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста

 Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не получает ее по какому-либо каналу в нужном объеме, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах - беспокойство, Тревогу, вину, страх, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался и преодолевал трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - положительную Я-концепцию, которая определяется тремя факторами:

чувство собственной значимости;
уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;
убежденностью в импонировании другим людям.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к полноправному члену семьи, что формирует в нем чувство собственной значимости.

Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить неопределимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка — отраженная оценка социума — таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.

Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают социально неуверенное поведение-это путь к нездоровью.

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка:

На вербальном уровне:

речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова, или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
рассказывает очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимания;
часто плаксивы и апатичны;
мимика лица или вялая, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;
не могут устанавливать контакт глазами, не смотрят на партнера, отводят глаза.

На уровне социальных контактов:

неприсоединение к группе играющих детей;
разные формы отказа с чужими, незнакомыми людьми;
нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
неумение самоутверждаться — выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать свое мнение, критическое замечание;

Внутренняя позиция взрослого по отношению к ребенку:

нужно хотеть услышать ребенка;
нужно желать быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по вашему желанию;
нужно быть готовым принять чувства ребенка, не оценивать их и не осуждать их;
нельзя пытаться сделать все самому за ребенка и нужно искренне верить в его возможности самому разрешить свои проблемы;
нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, а нужно воспринимать его как самостоятельную личность.

Необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка. Нельзя навешивать ярлыки и отдавать негативные приказы. Осторожно надо относиться и к похвале — она должна быть не пресной, оценивающей, а описательной, касаться только деятельности ребенка. Похвала, не соответствующая представлению ребенка о себе, расходящаяся с реальностью, может быть воспринята как насмешка или как неискренность.

Таким образом, если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.

 

Источник: Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребёнка к школе. – СПб.: Питер, 2008

 

Материалы подготовлены социальным педагогом ЦПМПК Васинцевой О.М.

Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (14.02.2014)
Просмотров: 789 | Рейтинг: 5.0/1