Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Общие представления о заикании Заикание известно человеку, по-видимому, столько же времени, сколько существует человеческая речь и относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции. Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое. Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев. Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. У взрослых заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Многие перестают видеть свои профессиональные и личные достижения, считая, что, если бы не заикание, все могло бы быть лучше. В результате у большинства заикающихся возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение (Л.Я. Миссуловин, 1988). Столь ли распространено заикание, чтобы говорить о существовании проблемы? Во всем мире заикаются 1 процент взрослых и 2—3 процента детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2 процента (В.М. Шкловский, 1994). Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек,
примерно в три-четыре раза. По мнению И.А. Сикорского (1889), доминантное
речевое полушарие головного мозга у женщин развито несколько лучше, чем у
мужчин. Видимо, это мнение основано на общеизвестном факте, говорящем о
некотором «опережении» девочками мальчиков в развитии речи при отсутствии
каких-либо заболеваний. Литература: 1. Выгодская И.Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.- М., 1984. 2. Сикорский
И.А. Заикание. - М., 2005. 3. Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания. - М., 2009. Материалы подготовлены учителем-логопедом ЦПМПК Шистеровой Т.А. | |
Просмотров: 651 | Рейтинг: 5.0/1 |