Приветствую Вас Гость!
Четверг, 10.10.2024, 19:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Как научить ребенка думать!

Как научить ребенка думать!

     Во многих сказках главному герою при­ходится отгадывать загадки, чтобы спасти свою жизнь или по­лучить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых труд­ных загадок является такая: «Что на свете всего быстрее?» И сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?

    Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями, поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, т.е. развит общий кругозор. Ребенок обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специаль­но направлено на вооружение учащихся многообразными знания­ми и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точ­ные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, срав­нивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психи­ческую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

     Но даже если знаний много, а ребенок не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации, они становятся малоценными. Поэтому для разви­тия мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

   С помощью специ­альных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.

Три шага к активной творческой мыслительной деятельности:

Первый шаг - умение сформули­ровать вопрос. Родители могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к учебному материалу.

 Второй шаг — анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.

Третий шаг — проверка пра­вильности решения.

Упражнения для развития мышления:

Чем похожи? Чем отличаются?  Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (например, стол и стул, ручка и карандаш). В ходе игры эти пары признаков последовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель.

Кто назовет больше признаков? В игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

«Формулирование определений» Называется знакомый всем предмет или явление, например, «ластик». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Советы родителям по развитию мышления у детей

  1. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать.  
  2. Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
  3. Процесс мышления - поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
  4. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
  5. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
  6. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить  мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Желаем удачи!

Материал подготовлен учителем-дефектологом  Цилимецкой А.В.

Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (05.05.2014)
Просмотров: 787 | Рейтинг: 0.0/0