Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Как научить ребенка думать! Во многих сказках главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок является такая: «Что на свете всего быстрее?» И сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать? Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями, поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, т.е. развит общий кругозор. Ребенок обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специально направлено на вооружение учащихся многообразными знаниями и умение их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление. Но даже если знаний много, а ребенок не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации, они становятся малоценными. Поэтому для развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции. С помощью специальных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями. Три шага к активной творческой мыслительной деятельности: Первый шаг - умение сформулировать вопрос. Родители могут помочь детям научиться ставить и формулировать вопросы, в том числе и к учебному материалу. Второй шаг — анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного. Третий шаг — проверка правильности решения. Упражнения для развития мышления: Чем похожи? Чем отличаются? Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (например, стол и стул, ручка и карандаш). В ходе игры эти пары признаков последовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель. Кто назовет больше признаков? В игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак. «Формулирование определений» Называется знакомый всем предмет или явление, например, «ластик». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит. Советы родителям по развитию мышления у детей
Желаем удачи! Материал подготовлен учителем-дефектологом Цилимецкой А.В. | |
Просмотров: 787 | Рейтинг: 0.0/0 |