Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Как научить ребенка читать
Ребенок идет в школу. Нужно ли к этому времени научить его читать? Чтобы разобраться с этим, нам нужно ответить на вопросы: что представляет из себя само чтение? Чему мы должны научить ребенка? Обучение чтению – первая начальная ступенька в школьном обучении родному языку. Когда мы приступаем к обучению ребенка чтению, мы должны перестроить его отношение к собственной речи и к речи окружающих его людей: до сих пор речь была для малыша просто средством общения с взрослыми и со сверстниками, он как бы не обращал на нее внимания; теперь она сама становиться «предметом» анализа. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов, т. е. уметь называть звуки, из которых состоит слово. Казалось бы, что может быть проще? Но попробуйте понаблюдать за собой, как вы проводите звуковой анализ слова. Если нужно назвать по порядку все звуки в слове «КОТ», вы скажите К, О, Т. Скорее всего, вы при этом представите себе слово написанным – и проведете на самом деле буквенный анализ слова. Вы сомневаетесь? Из каких звуков состоит слово Юра? И вы отвечаете: « Первый звук - Ю»...Стоп! Такого звука нет в природе. Прислушайтесь: йу - ура, первый звук в этом слове - у. Вы видите, даже взрослому, грамотному человеку не так - то просто провести звуковой анализ слова. А каково же ребенку? Следующий этап обучения - учить различать гласные и согласные звуки. Нужно обратить внимание ребенка на то, что при произнесении согласных звуков нам всегда что- то мешает - или губы, или язык; что согласные в слове произносятся по-разному - то твердо, то мягко. Ребенок должен на собственном примере убедиться, что при произнесении гласных звуков ротик открыт, и воздух не встречает ни каких препятствий. В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям: к разбору сначала четырехзвуковых, а затем пятизвуковых слов. Сначала давайте детям для анализа слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба. Затем постепенно усложняйте задания: сахар, аист. Когда наши дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами. Начинать знакомство нужно с гласных букв: а - я, о - ё, у - ю, ы - и, э - е. Ребенку надо объяснить, что буквы я, ё, е, ю - это сигналы того, что предшествующую им согласную, нужно читать мягко. В какой последовательности давать ребенку согласные буквы? Это не имеет принципиального значения. Как видите, в наших советах по обучению ребенка грамоте самообучение чтению занимает совсем немного места. Это не случайно. Если вы правильно ведете своего ребенка в новый для него мир - языковой действительности, незаметно откроете для него законы русского языка и сделаете все это в увлекательной форме, то он начнет читать легко и безболезненно. И он полюбит тот новый интересный мир, полюбит родной язык. Литература: Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.,1991. Козырева Л.М. Развитие
речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2002.
Материалы подготовлены учителем-логопедом ЦПМПК Шистеровой Т.А. | |
Просмотров: 522 | Рейтинг: 5.0/1 |