Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Как мы общаемся с ребенком? Как мы общаемся с ребенком в семье? Замечали ли Вы сколько вопросов мы задаем ребенку в течение дня? Конечно, мы волнуемся, нам интересно, как себя чувствует наш ребенок, каковы его успехи. По привычке задаем вопрос и иногда слышим формальный ответ. Теперь в наш век информационных технологий во многих семьях каждый торопится к своему компьютеру, планшету, телефону. Вот несколько стратегий, которые могут помочь в речевом общении с ребенком, формировании у него коммуникативных навыков. Большинство детей в детсадовском возрасте говорят, не переставая, и задают много вопросов. Иногда родители устают, отстраняются, перестают слышать, а на вопросы просто не успевают отвечать. Можно выбрать и сосредоточиться хотя на одном, и попробовать ответить. Для ребенка важно чувствовать вашу включенность, интерес, понимать готовность быть в контакте, а это имеет решающее значение для формирования близости и речевого общения. В процессе общения в семье закладывается фундамент его отношений со сверстниками и с миром, более активными темпами развивается речь. Поддерживайте его инициативу, это важнее, чем разговоры, которые мы начинаем сами, желая, чтобы ребенок рассказал о своих делах в школе. Дети чувствуют, когда для их родителей есть более важные вещи, тогда они ищут поддержки в другом месте, особенно когда эмоционально нуждаются в ней. И это наша потеря. Далее в подростковом возрасте придется приложить немало усилий, чтобы восстановить потерянное доверие, когда ребенок на все наши вопросы будет отвечать «Нормально», «Угу», «Сейчас» и т.д. Задавайте открытые вопросы, но сформулированные так, чтобы на них можно было дать конкретный ответ. «Что было самым лучшим в школе?» «С кем ты сидел за обедом сегодня?» или «Как прошел футбольный матч?». Такие вопросы помогут Вам гораздо больше, чем «Как дела в школе?» Вопросы, которые начинаются с «почему» часто заставляют детей защищаться, замыкаться. Например, вопрос «Почему ты носишь это?» можно заменить на наиболее эффективный «Что, ты думаешь, большая часть детей наденет в театр?» Для тех детей, которые говорят мало, возможно, подойдут не вопросы, а утверждения. Вопрос можно переформулировать. Например, «Как дела в школе?» «Мне интересно, как прошел твой школьный день сегодня». Попробуйте обойтись без советов и объяснений, не давайте готовые решения. Ваш ребенок нуждается в возможности высказаться, он не услышит советы, пока он не будет к этому готов. Ему нужна возможность прояснить собственные решения, что развивает уверенность в себе и социальную компетентность. Если Вы дали готовое решение, то он может почувствовать себя неуверенно и в следующий раз ему опять будет трудно высказаться. Конечно, это нелегко, всегда хочется рассказать детям, что делать, имея свой богатый жизненный опыт. Но, когда мы можем принять чувства ребенка и затем помочь ему разобраться самому, найти свое решение – ребенок скорее посчитает беседу с нами полезной. Если такое будет происходить часто, дети будут искать разговоров с нами, когда у них есть проблемы и учиться находить самостоятельные решения. Ни для кого нет секрета в том, что наши дети берут пример с нас, как бы красиво мы ни рассказывали о том, как надо жить. Поэтому важно, как мы сами видим свою жизнь, как скучное повторение бесконечных дней и мучительное напряжение надоевших «надо» или как бесконечную последовательность чудесных и увлекательных событий и радости. Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь с ними, старайтесь, чтобы речевое общение с ребенком было обоюдным, и тогда ваша совместная жизнь будет насыщенной, интересной и продуктивной. Литература: Материал подготовлен учителем-логопедом ГОБОУ ЦПМСС Спиридоновой О.В. | |
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0 |