Главная » Статьи » Родителям об интересном |
Говорите с ребенком ПРАВИЛЬНО Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно надо учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен. Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по ее развитию, потому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы. Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее становления. Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом по овладению речью. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемое слово-предложение («би - би», «ням-ням»). Со второй половины второго года ребенок все чаще говорит предложения, состоящие уже из 3-4 слов. К концу второго года речь малыша становится основным средством общения, хотя еще и далека от совершенства. Слова не связаны между собой. В норме к концу третьего года жизни словарь небольшой – от 100 до 300 слов. Ребенок должен уметь: - произносить большинство звуков родного языка, кроме шипящих, [Р] и [Л] ; - различать и называть игрушки, мебель, посуду, продукты, некоторые их свойства; - группировать предметы по форме, цвету, величине; - узнавать и различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты, различать и называть животных, части их тела. Также в этом возрасте ребенок умеет согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составляет фразы из трех - четырех слов. Кроме того, к 4 годам ребенок уже умеет сопоставлять увиденное им на прогулке с коротким (два – четыре предложения) речевым описанием показанной ему картинки. Все вышеперечисленное поможет вам сориентироваться в том, насколько развита речь вашего ребенка. Материал подготовлены учителем-логопедом ГОБОУ ЦПМСС Спиридоновой О.В. | |
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0 |