Через чтение к успеху в школе.
Формирование
читательских умений занимает особое место в психолого-педагогической коррекции.
Чтение позволяет не только находить пути помощи ребенку при
интеллектуальных затруднениях, но и содействовать в решении личных проблем.
Специалисты
школы сталкиваются с затруднениями в освоении навыков учащимися в чтении на
всех этапах обучения. Младшие школьники не всегда легко осваивают техническую
сторону процесса чтения, а старшие часто затрудняются на стадии обработки
содержания текстов.
Для
совершенствования навыков чтения на
уроках можно проводить следующие задания:
1.
Задания,
побуждающие осмыслить читаемый текст:
- усвоить
последовательность событий, их внутреннюю связь;
- выделить
те или иные поступки действующих лиц, лбъяснить их причины (мотивировку
действий);
- разделить
текст на смысловые части, определить главную мысль каждой части, подобрать
названия к каждой части;
- с
помощью учителя или самостоятельно выявить главную мысль произведения;
- словесно
нарисовать картину или деталь картины из прочитанного;
- сравнить,
сопоставить действующих лиц, найти их сходство, различие.
2. Задания,
направленные на выработку навыков чтения, определенных его качеств –
сознательности, скорости, правильности и выразительности:
- прочитать
текст, найти в нем нужное место для подтверждения определенной мысли;
- при
устном ответе на вопрос учителя сразу обратиться к тексту, привести цитату из
ранее прочитанного;
- прочитать
текст «про себя» с целью подготовки к чтению вслух;
- выделить
в читаемом тексте незнакомые по значению слова и обороты;
- самостоятельно
составить вопросы по прочитанному тексту.
3. Задания
по выразительному чтению (после анализа содержания):
- разметить
паузы (остановки);
- подчеркнуть
слова, на которые падают логические ударения, прочитать текст по сделанной
разметке;
- определить
темп и ритм чтения в соответствии с содержанием;
- определить
общий тон чтения (радостный, печальный, спокойный, взволнованный и др.),
прочитать с найденной эмоциональной окраской;
- прочитать
произведение, найти нужную интонацию самостоятельно, прочитать, пользуясь
найденной интонацией.
4. Задания
по развитию монологической устной речи (различные виды
рассказывания, переработки и передачи содержания):
- свободно
рассказать о прочитанном;
- составить
план прочитанного рассказа или статьи;
- передать
содержание прочитанного по составленному плану.
5. Задания,
направленные на воспитание внимания к форме и языку произведения:
- выделить
образные слова и выражения, которые могут быть использованы для передачи содержания,
описания явления, поступка, образа;
- объяснить
значения и оттенки значений слов (переносные значения, эмоционально-оценочные
элементы, образные определения и др.);
- употребить
при передаче содержания выделенные слова в прямом и переносном смысле;
- рассказать
связно о прочитанном;
- передать
содержание произведения в разных формах (кратко, подробно, с использованием
диалогической формы и др.).
Материалы подготовлены учителем –
дефектологом ЦПМПК Сидоренко А.Г.
|