Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.12.2024, 19:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Специалистам

Психологические сказки как эффективный инструмент в работе психолога

Психологические сказки как эффективный инструмент в работе психолога

В настоящее время в психологической работе практикуется одно из направлений арт-терапии - Сказкотерапия.

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. Это связано с тем, что смысл сказки и притчи воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

По мнению практического психолога Стишенок И.В., выделяют следующие коррекционные функции сказок: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.

Психологическая сказка может стать зеркалом, отражающим внутренний мир человека, отражать различные ситуации и предлагать возможные способы их разрешения, активизировать внутренние ресурсы человека, вызвать переживания, изменяющие позицию к происходящему с человеком.

Использование психологических сказок в работе психолога не сводится к их простому прочтению, а творчески перерабатывается совместно с клиентом в доступной ему форме:

-       рисование по мотивам сказок

-       обсуждение ассоциаций, вызванных текстом и образом сказок

-       проигрывание эпизодов сказки

 

В руках психолога правильно подобранная психологическая сказка поможет мотивации клиента на осознание проблемы и на необходимость ее разрешения.

 

Предлагаем вам пример психологической сказки и работы с ней из сборника Стишенок И.В. Сказка в тренинге.

 

Пряник

Жил-был пряник. Такой твердый, что им можно было разбить фарфоровую вазу или глиняный кувшин. Им можно было пробить дырку в стекле или картине на стене. Им можно было пробить дырку в стекле или картине на стене. Его можно было использовать вместо шайбы для игры в хоккей или камня, чтобы бросить в воду.

Пряник нельзя было только съесть.

Поэтому его выбросили.

 

Рекомендации по применению:

Основная проблема - непринятие себя и своего предназначения

Рекомендуется использовать при работе с подростками 14-18 лет и взрослыми, испытывающими трудности в самоопределении и принятии себя.

Сказка способствует осмыслению прожитого пути и позволяет задуматься о будущем.

Возможные вопросы при анализе сказки:

-       О чем эта сказка?

-       Что можно было сделать с Пряником?

-       Для чего предназначен Пряник?

-       Почему его нельзя было съесть?

-       Когда о человеке говорят, что он черствый? Что это значит?

-       Что необходимо изменить в себе, чтобы не быть выброшенным, как Пряник?

-       Какой позитивный опыт может содержаться в этой ситуации?

 

Сказку можно использовать как притчу-нравоучение, также провести ее анализ и переписывание с дополнением, ведущим к оптимистичному завершению данной ситуации.

 

Познавательные и развивающие сказки Осиповой Е.А. помогают взрослому расширить кругозор малыша и вместе с ним обсудить многие проблемы, возникающие в кризисный период, а в руках психолога обладают высоким потенциалом для получения опыта через их проигрывание.

Например в сказке «Кто всех главнее» ребенок может оказаться на месте любого персонажа и понять важность каждого из них.

 

Кто всех главнее

Стояли в прихожей резиновые сапоги, сандалии и домашние тапочки. Стояли и спорили, кто из них самый главный.

«Вот мы, например, стараемся, чтобы нам мальчик не промочил ноги во время дождя и не заболел. Поэтому мы – самые главные!» - говорили резиновые сапоги. «А нас мальчик надевает почти каждый день – значит, мы нужнее и главнее!» - возражали сандалии. «А с нами он всегда чувствует себя тепло и уютно. С нами он всегда дома! А что может быть важнее дома?» - настаивали домашние тапочки.

Так они спорили и спорили. И никак не могли решить, кто же из них важнее.

Но вскоре мальчику купили кроссовки, и он с удовольствием гонял в них мяч с утра до вечера. Но вот что интересно: когда кроссовки возвращались домой, они ни с кем не спорили и никому не доказывали, что они самые главные. Резиновые сапоги, сандалии и домашние тапочки этому очень удивлялись, и даже немного расстраивались. Потому что если не спорить, кто самый главный, то кто же будет слушать о том, что в тебе есть замечательного и полезного?!

Но, оказывается, кроссовки хорошо знали, что замечательного и полезного есть и в резиновых сапогах, и в сандалиях, и в домашних тапочках. И они ко всем хорошо относились с большим уважением. А еще они относились с большим уважением к туфлям и сапогам, которые носила мама мальчика, и к ботинкам, которые носил папа мальчика. Просто кроссовки знали, что каждый может быть главным. Только не всегда и не везде.

 

 

Литература:

  1. Осипова Е.А. Познавательные и развивающие сказки. Раскраски-обводилки : Часть 1 .- Ч. 2 .- М. : АРКТИ, 2004.
  2. Осипова Е.А. Познавательные и развивающие сказки. Раскраски-обводилки : Часть 2 .- Ч. 2 .- М. : АРКТИ, 2004.
  3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – Спб.: Речь, 2006.

 

 

Материалы подготовлены педагогом-психологом ЦПМПК Ляш Л.И.

Категория: Специалистам | Добавил: Lilia (26.02.2014)
Просмотров: 1062 | Рейтинг: 5.0/2