Главная » Статьи » Специалистам |
Психологические сказки как эффективный инструмент в работе психолога В настоящее время в психологической работе практикуется одно из направлений арт-терапии - Сказкотерапия. Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. Это связано с тем, что смысл сказки и притчи воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. По мнению практического психолога Стишенок И.В., выделяют следующие коррекционные функции сказок: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности. Психологическая сказка может стать зеркалом, отражающим внутренний мир человека, отражать различные ситуации и предлагать возможные способы их разрешения, активизировать внутренние ресурсы человека, вызвать переживания, изменяющие позицию к происходящему с человеком. Использование психологических сказок в работе психолога не сводится к их простому прочтению, а творчески перерабатывается совместно с клиентом в доступной ему форме: - рисование по мотивам сказок - обсуждение ассоциаций, вызванных текстом и образом сказок - проигрывание эпизодов сказки
В руках психолога правильно подобранная психологическая сказка поможет мотивации клиента на осознание проблемы и на необходимость ее разрешения.
Предлагаем вам пример психологической сказки и работы с ней из сборника Стишенок И.В. Сказка в тренинге.
Пряник Жил-был пряник. Такой твердый, что им можно было разбить фарфоровую вазу или глиняный кувшин. Им можно было пробить дырку в стекле или картине на стене. Им можно было пробить дырку в стекле или картине на стене. Его можно было использовать вместо шайбы для игры в хоккей или камня, чтобы бросить в воду. Пряник нельзя было только съесть. Поэтому его выбросили.
Рекомендации по применению: Основная проблема - непринятие себя и своего предназначения Рекомендуется использовать при работе с подростками 14-18 лет и взрослыми, испытывающими трудности в самоопределении и принятии себя. Сказка способствует осмыслению прожитого пути и позволяет задуматься о будущем. Возможные вопросы при анализе сказки: - О чем эта сказка? - Что можно было сделать с Пряником? - Для чего предназначен Пряник? - Почему его нельзя было съесть? - Когда о человеке говорят, что он черствый? Что это значит? - Что необходимо изменить в себе, чтобы не быть выброшенным, как Пряник? - Какой позитивный опыт может содержаться в этой ситуации?
Сказку можно использовать как притчу-нравоучение, также провести ее анализ и переписывание с дополнением, ведущим к оптимистичному завершению данной ситуации.
Познавательные и развивающие сказки Осиповой Е.А. помогают взрослому расширить кругозор малыша и вместе с ним обсудить многие проблемы, возникающие в кризисный период, а в руках психолога обладают высоким потенциалом для получения опыта через их проигрывание. Например в сказке «Кто всех главнее» ребенок может оказаться на месте любого персонажа и понять важность каждого из них.
Кто всех главнее Стояли в прихожей резиновые сапоги, сандалии и домашние тапочки. Стояли и спорили, кто из них самый главный. «Вот мы, например, стараемся, чтобы нам мальчик не промочил ноги во время дождя и не заболел. Поэтому мы – самые главные!» - говорили резиновые сапоги. «А нас мальчик надевает почти каждый день – значит, мы нужнее и главнее!» - возражали сандалии. «А с нами он всегда чувствует себя тепло и уютно. С нами он всегда дома! А что может быть важнее дома?» - настаивали домашние тапочки. Так они спорили и спорили. И никак не могли решить, кто же из них важнее. Но вскоре мальчику купили кроссовки, и он с удовольствием гонял в них мяч с утра до вечера. Но вот что интересно: когда кроссовки возвращались домой, они ни с кем не спорили и никому не доказывали, что они самые главные. Резиновые сапоги, сандалии и домашние тапочки этому очень удивлялись, и даже немного расстраивались. Потому что если не спорить, кто самый главный, то кто же будет слушать о том, что в тебе есть замечательного и полезного?! Но, оказывается, кроссовки хорошо знали, что замечательного и полезного есть и в резиновых сапогах, и в сандалиях, и в домашних тапочках. И они ко всем хорошо относились с большим уважением. А еще они относились с большим уважением к туфлям и сапогам, которые носила мама мальчика, и к ботинкам, которые носил папа мальчика. Просто кроссовки знали, что каждый может быть главным. Только не всегда и не везде.
Литература:
Материалы подготовлены педагогом-психологом ЦПМПК Ляш Л.И. | |
Просмотров: 1042 | Рейтинг: 5.0/2 |