Главная » Статьи » Специалистам |
Примерные этапы деятельности учителя начальных классов по адаптации образовательной программы по предмету 1. Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы. В настоящее время существует множество пособий и рекомендаций по проведению педагогической диагностики ребенка после поступления его в школу. Учитель сам выбирает формы и методы диагностической работы с учетом особенностей ребенка, запроса его родителей. При этом содержанием педагогической диагностики могут быть: · Речевое развитие ребенка (углубленную диагностику особенностей развития речи ребенка проводит логопед, но учитель должен иметь свое представление о том, насколько понятно (внятно) ребенок говорит, как он использует речь для общения со сверстниками и взрослыми, может ли построить связное высказывание, достаточен ли его словарный запас, может ли использовать речь для планирования и регуляции собственной деятельности); · Сформированность элементарных пространственных представлений: выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева и т.д. (более углубленную диагностику степени сформированности пространственных и квазипространственных представлений проводит психолог, учителю это нужно знать для понимания необходимости пространственного маркирования учебных материалов, рабочего места для ребенка);
· Особенности поведения ребенка в учебной ситуации: может ли сидеть за партой, следовать фронтальной инструкции, ждать, пока ответят одноклассники или его спросят, аккуратно обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения заданий, критично оценивать свою работу и т.д.); · Общие особенности поведения ребенка: степень самостоятельности, владение гигиеническими навыками, особенности взаимодействия с другими детьми и взрослыми); · Общая характеристика деятельности: темп, работоспособность, способы преодоления истощения; · Особенности эмоционально-личностного развития ребенка: его интересы вне учебы, мотивация, адекватность эмоционального реагирования. 2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы). 3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ. Авторы книги «Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе» Т. Лореман, Дж. Депелер, Д. Харви предлагают разделить все содержание образовательной программы на три категории:
В нашем случае категория «обязан знать» будет соответствовать требованиям программ для коррекционных школ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII вида, «должен знать» – инвариантной части общеобразовательной программы, «может знать» – вариативной части авторской образовательной программы. Результаты освоения ребенком инвариантной части общеобразовательной программы будут соответствовать базовому уровню планируемых результатов начального общего образования. 4. Календарно-тематическое
планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц,
универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан,
должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ определенного
вида, выделение общего. Схема составления календарно-тематического планирования соответствует общепризнанной форме. 5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с общими целью и задачами работы с классом и предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы (с учетом задач ИОП). Материалы подготовлены учителем-логопедом ЦПМПК Шистеровой Т.А. | |
Просмотров: 900 | Рейтинг: 5.0/1 |