Главная » Статьи » Специалистам |
В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, являются: рождение детей с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10%, среди контингента детей, поступивших в школу, распространённых функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний-50%, физиологической незрелости-60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела. Дети с задержкой психического развития имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабая регуляция произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании),нарушения различных сторон речи. Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определёнными чертами. В речи детей с ЗПР в основном преобладают существительные и глаголы, причём предметный и глагольный словарный запас низкий и неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и слова употребляемые в собственной речи. Заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных в основном используют качественные прилагательные обозначающие воспринимаемые признаки. Многие исследователи отмечают недостаточно сформированный грамматический строй речи: нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, это обусловлено недостаточностью грамматического программирования. Часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, пропуски), а также ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок. Связная речь данной категории детей своеобразна. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удаётся выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Дети затрудняются давать развёрнутые ответы на вопрос взрослого , часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функция речи. Эти особенности речевого развития характерны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. У школьников эти особенности проявляются и в письменной речи. Источники: Н.Ю.Борякова, М.А.Касицына «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР»/метод.пособие/ ТЦ «Сфера», 2007г. И.Д.Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» М.,2009г. Материалы подготовлены учителем-логопедом ЦПМПК Соколовой В.М. | |
Просмотров: 4113 | Рейтинг: 0.0/0 |