Главная » Статьи » Специалистам |
ИГРАЙ И РАЗВИВАЙСЯ Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. С момента поступления ребенка в школу, учебная деятельность становится ведущей, а игра отходит на второй план. Но усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности полноценно совершается лишь тогда, когда она сочетается с игрой. Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды таких игр: · литературные игры: формируют интерес к чтению у учащихся. Цель таких игр - формирование познавательного интереса у учащихся, развитие индивидуальных способностей, освоение навыков коллективной деятельности. · игры на комбинирование: это такие игры, как танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов. · игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направлены на формирование умения планировать последовательность действий какой - либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже. · игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы. Таким образом, игра - это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные навыки, умения и знания, которые понадобятся им в жизни. Варианты игр для развития младших школьников: · «Говорим наоборот» Цель: развитие логического мышления и речи. Взрослый считает слова, задача ребенка - произнести эти слова наоборот. Примеры слов: сон, раб, мел, лён, ром, дым, село, окно, роза, каша, липа, стул, телега, метка, крест, книга, ручка, шкаф, клоун, сапоги, грядка, платок, спичка. · «Выкладывание из палочек» Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование: счетные палочки, образец узора. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек. а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки); б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки); в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки); г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки). Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор, при выкладывании будь внимателен. Приступай к работе». · «Что звучит?» Цель: развитие слухового восприятия. Детям предлагается прослушать звуковые записи: голоса животных, музыкальные инструменты. Участники игры должны определить, что звучит. · «Как слова дружили» Цель: развитие мышления. Подумай и скажи, чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет в пары и тройки? 1. Яблоко и арбуз. 2. Сахар и снег. 3. Книга, крыша, коробка. 4. Морж, сторож, еж. 5. Ковш, нож, брошь. 6. Колесо, яблоко, окружность. 7. Ложка, лопата, ладонь. 8. Скрипка, гитара, арфа. 9. Санки, телега, карета. 10.Пруд и река. · Ребусы Цель: развитие логического мышления.
· «Бабушка укладывает в свой чемодан …» Цель: развитие памяти ребенка. Лучше всего, когда участие принимают 3-5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой чемодан расческу». Следующий участник должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. Источники: 1. Гуров В.А. Интеллектуально - творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - с.121 - 122. 2. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по чтению. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. 3. http://pesochnizza.ru/rebusy/shkolnye-rebusy#more-3446
Материал подготовлен учителем-дефектологом ЦПМПК Сидоренко А.Г., учителем-дефектологомЦПМПК Цилимецкой А.В. | |
Просмотров: 1493 | Рейтинг: 5.0/1 |