Главная » Статьи » Специалистам |
Специалисты образовательной организации взаимодействуют с детьми и подростками непосредственно и постоянно. Они наблюдают его в процессе учебной и внеурочной деятельности, во время отдыха, совместных творческих, игровых, спортивных занятий. Они первые могут увидеть трудности в обучении, отклонения в поведении. При этом важно на это правильно реагировать, понимая, что малейшее некорректное вмешательство в процесс воспитания и обучения может повлиять на судьбу ребёнка. Но вместе с тем необходимо вовремя оказать всестороннюю помощь и поддержку ребёнку и его семье. Правильно и своевременно организованный процесс психолого-педагогической коррекции позволяет решить очень многие проблемы в образовании ребёнка, его развитии и социализации. В образовательных учреждениях созданы психолого-медико-педагогические консилиумы, целью которых является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся. Непосредственными участниками консилиума являются специалисты образовательной организации: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя, которые непосредственно работают с ребёнком, медицинские работники. Для того, чтобы сделать объективное заключение об образовательных возможностях и потребностях ребёнка необходимо заранее тщательно подготовиться в заседанию консилиума, собрать необходимые документы. Обследование проводится, как правило, после периода адаптации ребёнка методами, не требующими согласия родителей на обследование (наблюдение и педагогическое анкетирование). Социальный педагог непосредственно участвует в подготовке к заседанию. Актуальные этапы подготовки: I этап. Сбор первичной информации. Изучается медицинский анамнез, составляется информационная карта, формируется личное дело ребёнка, в котором отражены жизненные этапы ребёнка, по возможности собраны характеристики ребёнка, семьи из других учреждений, которые ребёнок посещал. Результатом данного этапа является максимальное информирование социального педагога о семье, характерных особенностях поведения, развития. II этап. Социально-педагогическое обследование (изучение сведений о социальных условиях жизни ребёнка). Социальный педагог занимается, прежде всего, проблемами межличностного характера. Центральными темами социально-педагогического обследования являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков. Дополнительное внимание уделяется проблеме прогулов, а также ученикам, которых из-за поведения хотят отчислить из школы, т.е. дезадаптированным подросткам. Социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями. В процессе работы используются следующие методы сбора информации: интервью, анкетирование, наблюдение. Работа социального педагога начинается с установления контакта и налаживания доверительных отношений с подростком и его семьей. На этом этапе собирается наиболее полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование родителей. При установлении контакта с семьей основной акцент общения направлен на ребенка, под влиянием наводящих вопросов социального педагога, родитель связывает ситуацию ребенка со своими проблемами. Сбор информации и анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогами. По результатам проведенного обследовании составляется представление социального педагога на психолого-медико-педагогический консилиум. При составлении представления используются корректные формулировки, имеющие документальное подтверждение в личном деле (акты, протоколы бесед, анкеты и т.д.)
Представление социального педагога
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________ Дата рождения _________________________________________________ Школа_________________________класс ___________________________ Характеристика семьи ___________________________________________ Тип семьи______________________________________________________ Характер взаимоотношений родителей с ребенком ____________________ Характер взаимоотношений родителей со школой ____________________ Отношение ребенка к учебной деятельности _________________________ - мотивы учения ________________________________________________ - трудности, испытываемые ребенком в школе _______________________ - положение в классном коллективе:________________________________ - позиция учащегося ____________________________________________ - стиль общения с окружающими _________________________________ самооценка ребенка ____________________________________________ направленность интересов _______________________________________ социальный опыт ребенка _______________________________________ в случае конфликтной ситуации в семье: - причина возникновения конфликта ______________________________ - что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликт ________ _____________________________________________________________ в случае конфликтной ситуации в школе: - причина возникновения конфликта ______________________________ - какие действия предпринимались для выхода из конфликта со стороны: родителей _____________________________________________________ педагогов_____________________________________________________ Заключение ___________________________________________________ Рекомендации _________________________________________________ Подпись социального педагога _____________ Дата____________ После принятия решений на консилиуме о необходимости помощи в каждом конкретном случае, социальный педагог выбирает формы работы, наиболее адекватные проблемам подростка и его семьи. Далее, в процессе социального патронажа, социальный педагог постоянно поддерживает мотивацию подростка на сотрудничество с психологом, врачом и другими специалистами.
При подготовке статьи использованы: 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016г. № ВК- 452/07 « О введении ФГОС ОВЗ»; 2. Семаго М.М., Ахутина Т.В. Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума: Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций, Москва 2008г.; 3. Баланова Т.А., Шистерова Т.А. Методические рекомендации «Технология организации деятельности ПМПк образовательного учреждения в инклюзивном образовании», Мурманск, 2018г. | |
Просмотров: 1128 | Рейтинг: 0.0/0 |