16:28 О результатах регионального эксперимента по созданию модели инклюзивного образования в ОО Мурманской области | |
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 28.10.2011 г. № 2011с 01 декабря 2001 года по 31 августа 2014 года проходил региональный эксперимент по созданию в образовательных учреждениях Мурманской области модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В эксперименте приняли участие 16 образовательных учреждений региона муниципальных образований: Ловозерского, Ковдорского, Печенгского и Кольского районов, ЗАТО Александровск, г. Мурманск, г. Мончегорск, г. Апатиты. (8 общеобразовательных школ и 8 дошкольных образовательных учреждений).
В целях реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование приказом МОи Н МО от 30.11.2012г. было утверждено Положение об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ОВЗ в образовательных учреждениях области. За 3 года функционирования в режиме эксперимента образовательные организации создавали собственные модели инклюзивного обучения детей с учетом образовательных потребностей, имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических), велась большая просветительская работа с родителями, педагогическими работниками, общественностью. В рамках расширения информированности педагогов изучались базовые модели интегрированного обучения, проектировалась инклюзивная образовательная среда, изучался опыт коллег других регионов по взаимодействию специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов общеобразовательных учреждений в процессе внедрения инклюзивного образования осуществляли специалисты Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельностью было возложено на ГАУДПО МО «Институт повышения квалификации работников образования» и по согласованию ГОУВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет». 31.10.2014г. на базе ГОБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» при участии Министерства образования и науки Мурманской области состоялся областной семинар по итогам регионального эксперимента по развитию в Мурманской области инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями. В семинаре приняли участие 29 педагогических работников образовательных организаций, участвующих в региональном эксперименте. Особый интерес вызвало выступление Афонькиной Юлии Александровны, кандидата психологических наук, доцента, заведующей кафедрой СПиСП ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет», которая представила результаты научно-методического сопровождения регионального эксперимента по созданию в образовательных учреждениях Мурманской области модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. В рамках семинара Сидорова Надежда Викторовна, заведующая «Центра психотерапевтической помощи для детей и подростков» ГОБУЗ МОПНД, врач-психотерапевт, раскрыла клинические и психолого-педагогические аспекты школьной дезадаптации, которые необходимо учитывать при организации инклюзированного образования детей с ОВЗ. Председатель ЦПМПК МО Баланова Татьяна Адольфовна представила результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению эксперимента, основная цель которого заключалась в формировании профессионального сознания педагогов, профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ, созданию эффективной системы инклюзивного образования. Баланова Т. А. представила модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе общеобразовательных организаций, в центре которой ребенок с особыми образовательными потребностями, раннее выявление его проблем в развитии через трёхуровневую систему ПМПК.
Практически значимым для участников семинара стал опыт внедрения инклюзивного образования в образовательных организациях Мурманской области. Неженец Елена Анатольевна, заместитель директора по УР МБОУ «Ловозерская СОШ», представила разнообразные модели включения ребенка с особыми образовательными потребностями, раскрыла особенности инклюзивного обучения в Ловозерской школе. Федорова Ирина Николаевна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №14 г. Апатиты, Вольвач Ольга Валентиновна, заместитель директора по УВР МБОУ ООШ №269, ЗАТО Александровск г.Снежногорск, представили опыт по созданию модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях СОШ, обозначили существенные проблемы в организации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Слушателям были интересны выступления Себрукович Зинаиды Филипповны, старшего воспитателя МБДОУ комбинированного вида № 122 г. Мурманск, о практике инклюзивного образования в деятельности дошкольной образовательной организации; Гришиной Анжелики Владимировны, старшего воспитателя МДОУ детский сад № 47 комбинированного вида г. Кола о модели инклюзивного образования в детском саду. Особое внимание выступающие уделили вопросам взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательных организациях, особенностям инклюзивного обучения и воспитания как в школе, так и в ДОУ, созданию специальных образовательных условий, организации безбарьерной среды. По итогам проведения семинара участники приняли резолюцию, в которой констатировали, что практический опыт работы образовательных организаций Мурманской области по созданию модели инклюзивного образования является актуальным и значимым для организации качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Программа мероприятия включала выставку информационных и программно-методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Представителям экспериментальных площадок были вручены сертификаты участникам регионального эксперимента по развитию в Мурманской области инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Администрация ГОБОУ ЦПМСС | |
|