Итоги проведения мероприятий Декады инвалидов - 2022
Обеспечение поддержки семьи как полноправного участника образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью - одна из приоритетных задач Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации.
Нормативные документы, регламентирующие обучение детей с ОВЗ, принципиально подключают родителей к обсуждению образовательной программы и других специальных образовательных условий в качестве «соисполнителей» последних и определяют необходимость согласования с ними. Растет информированность родителей в области законодательства и увеличивается их требовательность к деятельности педагогических работников по сопровождению их детей. Основной результат работы специалистов психолого-педагогического сопровождения напрямую зависит от того, насколько родители примут их рекомендации и осознают необходимость помощи ребенку. Сотрудничество педагогов и родителей становится определяющим условием успешности обучения детей. Консультирование родителей (законных представителей) нацелено на формирование ответственной родительской позиции, и принятие родителями ответственных, адекватных решений по поводу обучения и оказания психолого-педагогической-помощи их детям. Повышение информированности и родительской компетентности по вопросам обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью стало основной целью мероприятий Декады инвалидов, организованных специалистами ЦПМПК МО:
1. Выездной консультативный день для родителей (законных представителей) и педагогических работников Кандалакшского района, в котором приняло участие 54 человека. Мероприятие проходило в двух форматах:
- блиц-интерактив «Я - эффективный родитель»;
- профессиональный диалог со специалистами психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных организаций «Ключевые ориентиры в деятельности системы ПМПК Мурманской области».
В рамках блиц-интерактива для родителей (законных представителей) рассмотрены следующие вопросы: сотрудничество родителей и ПМПК как важнейшее условие успешности образования детей; профилактика девиантного поведения; особенности профориентационной работы с детьми с ОВЗ; психолого-педагогическая поддержка в условиях общеобразовательной организации. Включение в мероприятие тренинговых форм работы, интерактивных игр «Я - родитель», «Идеальный ребенок», «Скажи иначе» способствовало формированию активной позиции родителей в обсуждении вопросов программы мероприятия. В заключении Консультативного дня родители (законные представители) имели возможность получить индивидуальные консультации педагогов-психологов ГОБУ МО ЦППМС-помощи.
В рамках профессионального диалога «Ключевые ориентиры в деятельности системы ПМПК Мурманской области» обсуждались актуальные вопросы в деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях, а также важность налаживания эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в рамках деятельности ППк образовательных организаций и ПМПК. Практическая часть была направлена на проработку алгоритмов деятельности специалистов психолого-педагогических консилиумов по выявлению детей с особыми образовательными потребностями и включала подробный разбор двух профессиональных кейсов: алгоритм действий специалистов ППк образовательной организации по представлению обучающегося на комплексное обследование специалистами ПМПК и стратегия оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, в условиях образовательной организации.
2. Для специалистов психолого-педагогического сопровождения, членов территориальных психолого-медико-педагогических комиссий проведено заседание областного методического объединения на тему «Организация и проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития». Мероприятие проводилось в дистанционном формате, в нем приняло участие 44 специалиста. Слушателям были представлены методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушением интеллекта в умеренной, тяжелой, глубокой степени, с тяжелыми множественными нарушениями развития, разработанные специалистами Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ. Участники заседания методического объединения отметили, что представленные материалы соответствуют их профессиональным интересам и потребностям и являются практически значимыми и важными в деятельности по комплексному психолого-медико-педагогическому обследованию детей данной нозологической группы.
3. Девять специалистов ЦПМПК МО (100%) приняли участие в общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда» и получили сертификаты участников о прохождении тестирования.
4. Специалисты областного Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования в Мурманской области организовали и провели Неделю родительской компетентности с привлечением областных ресурсных учебно-методических центров.
Цель мероприятия: повышение компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах образования и воспитания, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
В рамках Недели проведено 8 мероприятий для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью, в которых приняло участие 127 человек. Программа Недели родительской компетентности включала мероприятия в разнообразных формах организации: круглые столы, тренинговые занятия, родительские сессии, открытые уроки и носили практическую направленность.
Таким образом, в рамках Декады инвалидов было проведено 10 мероприятий для родителей (законных представителей) и педагогических работников образовательных организаций Мурманской области, в которых приняло участие 203 чел. |