Приветствую Вас Гость!
Четверг, 18.04.2024, 08:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Роль родителей в развитии речи детей

Роль родителей в развитии речи детей

         Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

         Задача родителей - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью и недостатки её  обнаруживаются сразу. Особенно важное  значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят.

         Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

         Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша.         Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

         Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные  стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы, взрослые, следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

         Некоторые  недостатки речи   возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко  и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

         В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со  взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

        Литература:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников .; - М., 2009.
  2. Введенская, Л.А. Культура речи.; - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  3. Ушакова  О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.; ВЛАДОС, 2008.


Материал подготовлен учителем-логопедом ГОБУ МО ЦППМС-помощи Спиридоновой О.В.

Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (13.05.2016)
Просмотров: 465 | Рейтинг: 0.0/0