Приветствую Вас Гость!
Четверг, 16.05.2024, 05:03
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Развиваем словарь детей

Развиваем словарь детей

Речь состоит из слов. Без слов не может быть речи. Слово – строительный материал речи. Каждое слово имеет определённое значение, из слов складываются словосочетания и предложения. С помощью них человек оформляет свои мысли, делится ими с другими людьми. Чем больше слов усвоит человек, тем легче ему общаться, тем богаче его речь. Ограниченность словаря усложняет общение, человеку не хватает слов для выражения своих мыслей. Это сказывается на речевой культуре.

Словарь человека делится на активный и пассивный. Активный словарь охватывает слова, которые он не только понимает, но и пользуется ими в речи. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру его речи. Пассивный словарь – это слова, которые человек понимает, но не всегда употребляет. Пассивный словарь всегда больше активного.

Активный словарь детей увеличивается постепенно: в 3 года – 1000 слов, в 4 года – 1540 слов, в 5 лет – 2072 слова, в 6 лет – 2589 слов.

Пятилетний ребёнок очень любопытен, разговорчив. Это способствует быстрому обогащению активного словаря: усваиваются прилагательные, числительные и другие части речи. Немало слов, которые обозначают время, пространство, остаются детям непонятными. Например, ребенок говорит: «Вчера у меня будет день рождения», «позавтракаем и ляжем спать» и т.д. Важно знать, что ребёнок усваивает слова в определённом порядке. Вначале непосредственно знакомится с предметом (наблюдает, смотрит, действует с этим предметом, слышит от взрослых его название). Потом у него формируется представление об этом предмете (ребёнок знает, зачем он нужен, что с ним можно делать). И, наконец, это представление отражается в слове (это ракетка, с ней можно играть в теннис).

Итак, родители должны помнить: прежде чем назвать ребёнку новое слово, нужно наполнить его определённым содержанием, связать его с конкретным предметом или явлением.

Существует два способа ознакомления детей со словом – чувственный и опосредствованный. Ребёнок умывается холодной водой и ёжится. Взрослый говорит: «Вода холодная». Поглаживая кошку рукой, ребёнок слышит словесное определение: «мягкая, пушистая шёрстка». Непосредственное мышечное, чувственное ощущение помогают ребёнку понять и усвоить значение слова. А слово, воспринятое ребёнком и оторванное от чувственного восприятия – пустой звук.

Проводя работу по развитию речи дошкольников, родителям следует обязательно добиваться тесной связи между словом и чувством, словом и восприятием, словом и представлением.


Литература:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 160 с.

2. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48 с.

3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 208 с.

4. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 112 с.


Материалы подготовлены учителем-логопедом ЦПМПК Шистеровой Т.А.
Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (18.02.2013)
Просмотров: 716 | Рейтинг: 5.0/1