Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 19.05.2024, 07:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Интеллектуальная готовность к школе как способность ребенка ориентироваться в окружающем мире

Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, считает, что тот полностью готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребенка исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность хорошо решать мыслительные задачки, начитанность; для третьего – умение сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, умение подчиняться требованиям взрослых; для четвертого – контактность ребенка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, его умение делать все своими руками. Конечно, все это важно. Но способности ребенка и его особенности развития – это только одна сторона дела. С другой же стороны, есть еще и школы определенного типа, конкретный учитель, который ждет определенной готовности от ученика. И есть другие ученики, его сверстники, с которыми тоже нужно быть готовым к контактированию и совместным учебным действиям.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Она включает в себя:психологическую, личностную, социальную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую готовность к школе.

Остановимся более подробно на интеллектуальной готовности к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Для успешного участия в школьном процессе ребенку нужно иметь желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития. У детей должны быть развиты любознательность, а также образные представления, память, речь, мышление, воображение, то есть все психические процессы.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо разбираться во временах года, в их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы.

Ребенок должен: знать о своей семье, быте; иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться; уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не составляют единую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Осмысление какого-то события может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться системно и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающее их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений, например умения выделить учебную задачу. Для этого требуется наличие у ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, определять их новые свойства.

Ребенок должен: уметь воспринимать информацию и задавать о ней вопросы; уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять; уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать его познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и давать необходимую систему знаний об окружающем мире.

Родители иногда рассказывают о таких вещах, которые являются недоступными для понимания детей (например, об «устройстве» молнии). И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически же у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят.

Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами исследования предметов. Отсутствие этого умения приводит к неудачам в учении. Например, ученики допускают ошибки в тетради при написании букв «Р», «Я», «Ь»; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок может произносить вместо слова рыба — лыба, у него будут возникать ошибки в грамотности, станут вероятными пропуски слов. Невыразительнаяречь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

У детей должна быть развита разговорная речь. Они должны выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышали, что встретили на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделять в повествовании главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок желал познать новое. Для этого у него должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, на написании элементов букв).

Развитие восприятия, памяти, мышления способствует тому, что ребенок систематически наблюдает изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Развивающие задания.

  1. Для развития мышления ребенка:
  • задавайте загадки: они построены на противоречии, несовместимой информации и легко вводят детей в проблемные ситуации;
  • используйте ситуативные задания, например: «Ты с родителями...»;
  • предлагайте ему решать бытовые ситуации, в которых нужно что- то приспособить, починить, заменить, усовершенствовать;
  • играйте в игры типа «Верно — неверно»; чаще задавайте вопросы: «Почему?..»;
  • используйте разные вопросы: они контролируются памятью.
  1. Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числам.

Скажите ему: «Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу: “игрушка”, а ты должен сказать: “игрушки”». Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок. Результаты можно считать хорошими, если отвечающий допустит не более двух ошибок.

Проверьте внимание ребенка, продиктовав ему три предложения типа «Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать». Каждое предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: «Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?» Отметьте, сколько раз ребенок ответил правильно.

  1. Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам.

Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например,на одной картинке девочка просыпается, на другой — делает зарядку, на третьей — умывается, на четвертой — завтракает).

Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

На листе бумаги знаком «+» отметьте правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий.

Знак «±» ставьте в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.

Знак «-» — когда последовательность картинок случайная.

  1. Операция «Анализ». Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку (например, дерево: ствол, ветки, листья, корни).

Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например стул. Труднее, когда это картинка. И наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части проводить сложнее всего.

Противоположной операцией является «Синтез», когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в одно целое. Предложите ребенку составить из букв данного слова по возможности наибольшее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т. д.).

Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и др.

  1. «Сходство и различие».

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

книга — тетрадь; лошадь — корова;

телефон — радио; самолет — ракета;

день — ночь; дерево — куст;

помидор — огурец; стол — стул.

«Поиск противоположного объекта».

Нужно указать как можно больше предметов, противоположных данному. Необходимо найти противоположные объекты по функции«съедобное — несъедобное», «полезное — вредное» и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др. Логическая операция «Аналогия» выходит за рамки прямого сравнения и основана на предположении.

Если несколько объектов согласуются друг с другом в каком-то отношении, то они, вероятно, согласуются и в других отношениях. В исследовании на основе аналогий строятся гипотезы для постановки эксперимента. В изобретательской деятельности известные решения по аналогии переносятся на другие механизмы, технологии. При сравнении предметов обычно выделяются 3 элемента: то, что сравнивается, то есть предмет; то, с чем сравнивается, то есть образец; то, на основании чего одно сравнивается с другим, то есть признак.

«Поиск аналогов».

Называется слово портфель. Необходимо придумать как можно больше аналогов, то есть таких предметов, которые близки с исходным словом по каким-либо существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.).

«Аналогии по признакам».

Выпишите в столбик признаки заданного предмета (например, портфель) и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).

  1. «Составить предложение, используя три слова».

Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

  1. Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов.

Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб мы называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

стол, стул, шкаф — это...

собака, кошка, корова — это...

чашка, блюдце, тарелка — это...

василек, ромашка, тюльпан — это...

  1. «Высказать мысль другими словами».

Берется фраза, сложность и содержание которой соотносится с возрастом ребенка и с той целью, ради которой используется это задание. Надо предложить несколько вариантов высказывания этой же мысли другими словами. При этом желательно, чтобы одни и те же слова не употреблялись. Следите за тем, чтобы смысл высказывания не изменялся.

Например: «Я всегда уверен в своей правоте». Другими словами: «Я никогда не соглашаюсь с аргументами другого человека», «Я всегда спорю до победы», «Меня невозможно ни в чем убедить» и т. д.

  1. «Нахождение возможных причин».

Нужно сформулировать какую-либо ситуацию, например: «Мальчик упал и расшиб колено». Ребенок должен назвать как можно больше предположений о возможной причине падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.

  1. Особенности памяти ребенка можно выявить, предложив ему ряд заданий.

Объем кратковременной памяти.

Предъявите ребенку ряд цифр на 3 секунды. Необходимо запомнить их в том же самом порядке по памяти. Например: 3, 9, 2, 7, 8, 0, 4, 7, 3... Норма — 7 ± 2 цифры.

Зрительная память.

Предложите ребенку в течение 2 минут посмотреть на 20 предметов, расположенных на столе. Затем по памяти ребенок должен назвать предметы, которые он запомнил.

Слуховая память.

Читается 3 раза равномерно, с перерывами ряд чисел: 38, 64, 89, 57, 61, 14, 26, 95, 51, 28. Каждое правильно воспроизводимое число — 10 %.

Логическая, смысловая память.

Подбираются 10 пар слов. Например: луч — солнце, железо — сталь, елка — ветки, год — месяц и т. д.

Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма — не менее 60 %. Попробуйте тот же опыт, но со словами, логически не связанными: кнопка — книга, лампа — стена, дрова — краска.

Эмоциональная память.

Ребенок должен запомнить эмоционально окрашенные предложения, если он чувствовал себя так же, как в этих случаях.

Я очень развеселился, когда...

Я испугался, когда...

Я был очень рад, когда...

Я был не очень рад, когда...

Вы посмотрели на меня, когда.

Попросите ребенка рассказать незабываемые моменты его жизни.

Спросите, почему именно эти моменты ему запомнились.

  1. Для развития зрительного восприятия может помочь ряд упражнений.

«Лабиринт». После прохождения нарисованного лабиринта с помощью карандаша преодолевать его только взглядом.

«Найди отличия». В двух почти одинаковых предметах найти отличающиеся детали.

«Найди одинаковые предметы» среди большого разнообразия предметов.

«Копирование образца с помощью клеточек».

 

Активизировать мыслительную деятельность ребенка можно следующими приемами.

  1. Обсуждать с ним различные варианты решения задания, задачи.
  2. Знакомить с разными решениями одной и той же задачи, проблемы.
  3. Давать задания на решение интересных интеллектуальных задач.
  4. Создавать ситуации выбора задач различной степени трудности.
  5. Задавать вопросы, активизирующие поиск решения (в зависимости от формулировки вопроса должен идти поиск правильного решения задачи):
  • вопросы, в которых сталкиваются противоречия;
  • вопросы, требующие поиска сходства и различия. Чем менее очевидно сходство (различие), тем интереснее его обнаружить;
  • вопросы на установление причинно-следственных связей;
  • вопросы, направленные на исправление логических ошибок и др.

 

В чем проявляется интеллектуальная неготовность ребенка к школе?

Она проявляется:

  • в неуспешности выполнения действий;
  • в том, что ребенок не понимает и не выполняет требований учителя. Это приводит к вербализации мышления (речь и память развиты хорошо при недостаточной развитости восприятия и мышления);
  • в том, что отсутствуют навыки практической деятельности.

 

Источник:

Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. – СПб.: Питер, 2008.

 

Материалы подготовлены

учителем – дефектологом Сидоренко А.Г.

Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (06.03.2017)
Просмотров: 663 | Рейтинг: 0.0/0