Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.10.2018, 06:23
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Специалистам

Разграничение понятий «тьютор» и «ассистент/помощник».

Идея разграничений функций ассистента и тьютора состоит в том, что ассистент оказывает обучающимся необходимую техническую помощь, а тьютор оказывает помощь в образовательной деятельности.

Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под N 11731 и N 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 N 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н) утверждён Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», где подробно описываются требования к специалисту, работающему в должности «тьютор».

Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В ст. 79 ФЗ N 273-ФЗ говорится о предоставлении услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся с особыми потребностями необходимой технической помощи и данная услуга рассматривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ. Также в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Присутствие ассистента необходимо при подготовке и сдаче выпускных экзаменов учащимися с ограниченными возможностями здоровья и регулируется Приказом Минобразования и науки Российской Федерации от 26.12.2013г.№1394г. «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

В частности, в обязанности ассистента входит присутствие и оказание обучающимся необходимой технической помощи с учетом их индивидуальных особенностей (помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и т.д.), а также приватной помощи по уходу (например, помочь с личной гигиеной, питанием; помочь одеться и раздеться, поправить одежду).

Тьютор же осуществляет педагогическое сопровождение реализации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Разница должностных характеристик также прослеживается в требованиях к уровню квалификации, опыту работы, знаниям, условиям допуска к работе.

Требования к специалисту, назначаемому на должность ассистента определяются исходя из возможностей и потребностей образовательной организации, осуществляющей процесс инклюзии. Ассистентом может стать человек без специального образования, являющийся сотрудником образовательной организации, но имеющий опыт в общении с детьми с ОВЗ, педагогический работник, работавший с детьми – инвалидами, медицинский работник или родственник, родитель (законный представитель) и др.

К специалисту, выполняющему обязанности тьютора предъявляются требования как к педагогическому работнику: наличие высшего образования, курсовой переподготовки, стажа работы, отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Понимание специфики деятельности каждого специалиста позволяет обеспечить оптимальные условия для развития и воспитания ребёнка с особыми потребностями и создать безопасную образовательную среду в учреждении.

 

Категория: Специалистам | Добавил: Lilia (02.03.2018)
Просмотров: 114 | Рейтинг: 0.0/0