Приветствую Вас Гость!
Суббота, 15.12.2018, 06:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Специалистам

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Современные социально-экономические условия нашей жизни предполагают, что в процесс становления личности вовлечены все сферы жизни, а главной задачей современного российского общества становится формирование таких личностных качеств и способностей, которые обеспечили бы социальную адаптированность и профессиональную мобильность индивида.

В настоящее время наблюдается пристальное внимание к проблемам обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования, так как совокупность практических и теоретических знаний по этому вопросу претерпевает постоянные изменения.

Многоаспектность проблем ребенка с ОВЗ, ребёнка-инвалида предполагает, что кроме своевременно оказанной психолого - педагогической помощи в образовательной организации, существенным фактором успешного воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями является сама семья.

Определённый уровень родительских компетенций по вопросам психолого-педагогического воздействия на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родительское просвещение по данной проблематике, обучение новым способам взаимодействия с ребенком данной категории является первостепенным результатом психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка данной категории.

Целью данного сопровождения является создание соответствующего возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространства, формирование и реализация адекватных потребностям ребенка стратегий воспитания, базирующихся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Содержание психолого–педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения семьи:

  1. Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.
  3. Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико–социальной помощи.
  4. Развитие детско-родительских отношений.
  5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс.
  6. Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.
  7. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.
  8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
  9. Способствовать преодолению психологических барьеров.

Основные этапы процесса психологического сопровождения:

I этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого - педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).

II этап

  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
  • Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», « День матери» и др.)
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

III этап

  • Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения

Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:

1.Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2.Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Принцип комплексности - психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.

5.Принцип конфиденциальности - вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Формы работы с родителями

Коллективные формы взаимодействия:

  • Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.
  • Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
  • « Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад , вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.
  • Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
  • Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком ( мама рядом).
  • Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений

Индивидуальные формы работы :

  • Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.
  • Беседы и консультации специалистов . Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
  • Родительский час. Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
  • « Служба доверия» или « Почтовый ящик» - организация обратной связи для родителей. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями, отзывами и пожеланиями родителей с целью оперативного реагирования администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
  • Использование современных устройств для общения с родителями : виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи

Формы наглядного информационного обеспечения :

  • Информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото. доска объявлений .Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ.
  • Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
  • Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему
  • Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.

Резюмируя вышеизложенное, психолого-педагогическое сопровождение семьи строится таким образом, что центром любой проблемы становится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.  В результате такой работы родители учатся понимать и принимать своего ребенка , воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Семья видит, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты.

Материал подготовила:

Борисова М.В., педагог-психолог ЦПМПК МО

Литература:

1.В.В. Ткачева. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.

2. http://5psy.ru/obrazovanie/psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-semei-imeyuschih-detei-s-ovz.html

Категория: Специалистам | Добавил: Lilia (30.11.2018)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0