Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 13:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Профилактика жестокого обращения с детьми

Предупреждение появления компьютерной зависимости

Предупреждение появления  компьютерной зависимости

Компьютерные игры про­воцируют конфликты в семье и разрушают детско-родительские отношения. Что же такое игромания и когда можно говорить о серьезной зависимости от компьютерных игр?

Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр (как, впрочем, и других), которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

Игроманы постоянно находятся в состоянии тревоги, часто бывают агрессивными, особенно если кто-то или что-то мешает им заняться «любимым» делом, то есть игрой. Выигрывая, они находятся в состоянии эйфории, которая очень скоро сменяется тревогой: нужно снова сыграть, чтобы получить энергетическую «подпитку».

Истинные игроманы могут проводить за компьютером (воз­ле телевизора) все свободное время (иногда по 10 часов в день), перестают интересоваться всем, что не имеет отношения к игре. Из-за этого рушатся отношения с близкими, друзьями, одно­классниками. Подросток «уходит» в виртуальные миры, в кото­рых сам становится выдуманным персонажем.

Почему формируется игровая зависимость?

Первое и необходимое условие формирования любой зависи­мости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворен­ности (фрустрации).

Есть два пути выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях, вплоть до совершения преступлений), либо стремится «уйти». А уйти можно в алкого­лизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру...

Допустим, в игре человек выплескивает свою агрессию на вирту­альных персонажей и укрывается от безрадостной реальности.

Но откуда возникают повышенная тревога и неудовлетво­ренность? Это проблемы в семье, недопонимание между роди­телями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требо­вания, которые предъявляют взрослые (не полы помыть, а быть идеальным ребенком).

Второе условие формирования игровой зависимости - удо­вольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стре­лялки», во время игры в крови появляется адреналин. А если ребенок еще и побеждает в игре, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависи­мость...

Компьютерной зависимости подвержены подростки с низкой самооценкой. С помощью игры дети пытаются избавиться от комплексов и страхов, нерешительности и неуверенности в себе, почувствовать себя сильными и неуязвимыми.

Есть еще один фактор, который способствует зависимости, готовность ребенка подчиниться чужой воли. Это дети, которым не хватает самостоятельности.

Чтобы помочь ребенку избежать зависимости, не попасться в сети компью­терных «стрелялок» и телевизионной агрессии родители должны:

  • воспитывать в ребенке самостоятельность;
  • воспитывать критический взгляд;
  • воспитывать инициативность;
  • прививать уважение к себе и другим;
  • чаще общаться с ребенком, разговаривать, выполнять со­вместную работу, вместе отдыхать;
  • укреплять самооценку, поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности;
  • не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Родители должны быть внимательны к переживаниям детей, чтобы своевременно помочь ребенку.

               Каковы видимые симптомы зависимости?

  • Агрессивность ребенка.
  • Повышенная тревожность.
  • Депрессия.
  • Отказ от общения с близкими и друзьями.
  • Нарушение сна: беспокойный сон, разговоры и крики во сне. С трудом встает утром, имеет подавленное настроение.
  • Зрительные и слуховые галлюцинации.
  • Во время игры ребенок разговаривает сам с собой или с компьютерными персонажами.
  • Увлеченный игрой, забывает про еду и личную гигиену.
  • Проводит за компьютером 6-10 часов в день.
  • В общении с другими неадекватен (продолжает сражаться, но уже с реальными людьми).
  • Подражает виртуальному персонажу.
  • Пытается узнать, какие чувства переживает реальная жерт­ва, живой человек, то есть переносит виртуальные сцены наси­лия в реальность.

Каковы психологические последствия зависимости?

  • Ребенок идентифицирует себя с героем игры, мультика, боевика, то есть принимает роль монстра, убийцы, насильника или жертвы.
  • Перестает распознавать свои собственные чувства и вос­принимать чувства других.
  • Перестает контролировать свои поступки.
  • Происходит деперсонализация - потеря своего «Я - образа», то есть ребенок превращается в зомби и способен выполнять только команды.

Что делать, если есть подозрения на зависимость?

  • Договориться с ребенком об ограничении времени прове­дения за компьютером или возле телевизора. 12-летнему ребен­ку можно позволить сидеть за компьютером 2-3 часа, но днем. Не позволять играть на компьютере за 1,5-2 часа до сна и осо­бенно ночью. Подростку играть в агрессивные игры можно не более 50 минут. Контролировать просмотр телепередач нужно постоянно: это значит, что вы высказываете подростку свое мнение и предлагаете посмотреть что-то более приемлемое. За­ранее договариваться с ребенком, что смотреть не стоит. Объяс­нить ему вашу позицию.
  • 7-летнему ребенку можно играть за компьютером 20 минут в день. Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами компьютерных игр, не подпускайте его к мони­тору. Следует тщательно отбирать мультфильмы для просмотра. Лучше всего, если ребенок будет смотреть видеопродукцию в вашем присутствии.
  • Переключите ребенка на другие занятия (всей семьей – на природу, пикник, совместный досуг). Близкие также должны про­явить волю и понимание по отношению к психологической за­висимости ребенка, не провоцировать на игру и просмотр бое­виков и ужастиков.

Что делать, если вы   обнаружили серьезную зависи­мость у ребенка? Если не удается наладить контакт с ребен­ком? Если ребенок впал в депрессию?

- Не теряйте времени. Обратитесь к психотерапевту, психо­неврологу.

Какие ошибки могут допустить родители?

       Отрывая ребенка от компьютера, нельзя чрезмерно загру­жать его домашними делами и поручениями, донимать нота­циями, упреками, требованиями.

Всегда помните, что зависимость - это бегство от действи­тельности, от проблем реальности, это попытка спастись от внешнего мира, попытка получить положительные эмоции через игру или теле-, видеопродукцию.

Представьте, что вы сидите в теплой ванне, а снаружи воз­дух холодный. Вы и пытаетесь вылезти из ванны, но вас обдает холодом, и вы ныряете обратно.

Вылезать из ванны хорошо, когда снаружи воздух тоже теп­лый. Поэтому компьютерным игрокам нужно создать теплый окружающий мир, который перетянет их на свою сторону. Как это сделать?

  • Не навязывать ребенку свой сценарий жизни.
  • Ребенок должен чувствовать, что родитель готов помочь ему в любой ситуации и не будет его упрекать.
  • Показать ребенку, какие возможности для творчества мо­жет дать компьютер (на компьютере можно редактировать, фо­тографировать, рисовать, писать музыку, монтировать собст­венные фильмы).
  • Объяснять детям, почему так важно заниматься еще и дру­гими делами (учеба, спорт, искусство, «живое» общение).
  • Распределить между членами семьи домашние обязанно­сти. И, учитывая мнение ребенка, обговорить с ним круг его до­машних дел.
  • Помочь составить распорядок дня или распределить дела так, чтобы не чувствовать нагрузки и не тревожиться о том, как все успеть.
  • И, как уже было сказано, больше общаться с ребенком, ин­тересоваться его мнением, делиться с ним своими чувствами, вместе отдыхать. То есть показать ему, что вы любите его та­ким, какой он есть, просто потому что он есть.

 

Источник:  Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе / авт.-сост. Л.В.Прикуль. – Волгоград: Учитель, 2009.

Материал подготовлен учителем – дефектологом ГОБУ МО ЦППМС-помощи Сидоренко А.Г.

 

Категория: Профилактика жестокого обращения с детьми | Добавил: Lilia (27.04.2016)
Просмотров: 419 | Рейтинг: 0.0/0