Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 19.05.2024, 00:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Специалистам

Примерные этапы деятельности учителя начальных классов по адаптации образовательной программы по предмету

Примерные этапы деятельности учителя начальных классов по адаптации образовательной программы по предмету

1. Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы.

В настоящее время существует множество пособий и рекомендаций по проведению педагогической диагностики ребенка после поступления его в школу. Учитель сам выбирает формы и методы диагностической работы с учетом особенностей ребенка, запроса его родителей. При этом содержанием педагогической диагностики могут быть:

·  Речевое развитие ребенка (углубленную диагностику особенностей развития речи ребенка проводит логопед, но учитель должен иметь свое представление о том, насколько понятно (внятно) ребенок говорит, как он использует речь для общения со сверстниками и взрослыми, может ли построить связное высказывание, достаточен ли его словарный запас, может ли использовать речь для планирования и регуляции собственной деятельности);

· Сформированность элементарных пространственных представлений: выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева и т.д. (более углубленную диагностику степени сформированности пространственных и квазипространственных представлений проводит психолог, учителю это нужно знать для понимания необходимости пространственного маркирования учебных материалов, рабочего места для ребенка);

  • Развитие элементарных математических представлений;
  • Кругозор (общая осведомленность об окружающем мире);

·         Особенности поведения ребенка в учебной ситуации: может ли сидеть за партой, следовать фронтальной инструкции, ждать, пока ответят одноклассники или его спросят, аккуратно обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения заданий, критично оценивать свою работу и т.д.);

·         Общие особенности поведения ребенка: степень самостоятельности, владение гигиеническими навыками, особенности взаимодействия с другими детьми и взрослыми);

·         Общая характеристика деятельности: темп, работоспособность, способы преодоления истощения;

·         Особенности эмоционально-личностного развития ребенка: его интересы вне учебы, мотивация, адекватность эмоционального реагирования.

2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы).

3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ.

Авторы книги «Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе» Т. Лореман, Дж. Депелер, Д. Харви предлагают разделить все содержание образовательной программы на три категории:

  • «обязан знать» – информация, обязательная к усвоению и существенная;
  • «должен знать» – информация важная, но не существенная;
  • «может знать» – информация несущественная и не слишком важная».

В нашем случае категория «обязан знать» будет соответствовать требованиям программ для коррекционных школ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII вида, «должен знать» – инвариантной части общеобразовательной программы, «может знать» – вариативной части авторской образовательной программы. Результаты освоения ребенком инвариантной части общеобразовательной программы будут соответствовать базовому уровню планируемых результатов начального общего образования.

4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ определенного вида, выделение общего.

 Схема составления календарно-тематического планирования соответствует общепризнанной форме.

5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с общими целью и задачами работы с классом и предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы (с учетом задач ИОП).

 Материалы подготовлены учителем-логопедом ЦПМПК Шистеровой Т.А.

Категория: Специалистам | Добавил: Lilia (28.01.2014)
Просмотров: 837 | Рейтинг: 5.0/1