Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 14:32
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Специалистам

Особенности речевого развития ребёнка с ЗПР

            В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, являются: рождение детей с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.

           По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10%, среди  контингента детей, поступивших в школу, распространённых функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний-50%, физиологической незрелости-60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела.

           Дети с задержкой психического развития имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабая регуляция произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании),нарушения различных сторон речи.

           Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определёнными чертами.

           В речи детей с ЗПР в основном преобладают существительные  и глаголы, причём предметный и глагольный словарный запас низкий и неточный. Дети не знают  многих слов не только абстрактного значения, но и слова употребляемые в собственной речи. Заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных  в основном используют качественные прилагательные обозначающие воспринимаемые признаки.

           Многие исследователи отмечают недостаточно сформированный грамматический строй речи: нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, это обусловлено недостаточностью грамматического программирования. Часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, пропуски), а также ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок.

           Связная речь данной категории детей своеобразна. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удаётся выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Дети затрудняются давать развёрнутые ответы на вопрос взрослого , часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

           У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функция речи.

            Эти особенности речевого развития характерны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. У школьников эти особенности проявляются и в письменной речи.

Источники:

Н.Ю.Борякова, М.А.Касицына «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР»/метод.пособие/ ТЦ «Сфера», 2007г.

И.Д.Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» М.,2009г.


Материалы подготовлены учителем-логопедом ЦПМПК Соколовой В.М.

Категория: Специалистам | Добавил: Lilia (16.02.2012)
Просмотров: 4075 | Рейтинг: 0.0/0