Приветствую Вас Гость!
Четверг, 03.10.2024, 21:02
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям об интересном

Наказание с пользой

Самый лучший, самый гуманный и эффективный метод наказания - естественный (еще его называют методом "естественных последствий", а впервые его описал Жан-Жак Руссо). Правильное наказание должно быть для ребенка логическим следствием его собственного поведения.

Естественное наказание срабатывает само собой.

Например: если ты отказался надеть варежки, у тебя замерзают руки.

Правда, двухлетнему малышу еще не под силу установить связь между нежеланием надевать рукавички и тем, что пальчикам на улице стало больно от холода. Тем не менее, уже в раннем возрасте ребенок сталкивается с некоторыми неприятными последствиями своих поступков. В таких случаях можно просто обратить внимание малыша на этот факт, то есть связать для него причину и следствие. При этом, конечно, нет необходимости наказывать ребенка дополнительно.

Постепенно ребенок сам учится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.

 

Как использовать «наказание с пользой»:

  •  Убедитесь, что последствия совершенно безопасны для жизни и здоровья ребенка.
  •  Учитывайте возраст ребенка, ведь запас знаний об окружающем у ребенка 3-х лет и у подростка 13-ти лет различен, а значит - разная готовность правильно оценить  последствия своего поступка.
  •  "Естественное последствие" должно наступать как можно скорее после совершенного "противоправного" деяния. Этот показатель напрямую зависит от возраста: маленький ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе вся история потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.
  •  Сводите к минимуму свою роль. Наказание на то и естественное, что "организовано" самой природой вещей, а не вами. Если вы будете принимать слишком деятельное участие в таком событии (подробно рассказывая, почему именно так не следовало поступать, подчеркивая, что вы сто раз предупреждали, обещая какие-то неприятности на будущее и т. д.), вы рискуете свести на нет всю ценность такой "воспитательной" ситуации. Внимание ребенка опять будет сосредоточено не на реальном событии и том опыте, который можно отсюда извлечь, а на вас - и, скорее всего, очень скоро проступок повторится вновь.
  • Наказание должно быть справедливым. Наконец, непременно убедитесь в том, что ребенок на самом деле мог не совершать того, что совершил. Если тот же сок разлит по неловкости, из-за того, что малышу действительно трудно было удержать в руках тяжелую кружку, то "состава преступления" здесь нет. В этом случае наказывать не кого и не за что, и вы с чистой душой можете переодеть ребенка в сухую одежду.
  • Наказывайте только за конкретный проступок

 

Понятно, что метод "естественного наказания", каким бы хорошим он ни был, не всегда возможно применить. Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.

Главный принцип естественного наказания заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано "наказуемое" поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, - это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

 

Источник: статья Л. Образцовой на сайте www.adalin.mospsy.ru

 

Материал подготовлен педагогом-психологом ЦПМПК МО Ляш Л.И.

Категория: Родителям об интересном | Добавил: Lilia (11.01.2017)
Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0