Главная » Статьи » Родителям об интересном |
В какой-то момент Вы замечаете, что Ваш ребенок не очень удачно общается со сверстниками. Когда хочет играть с чужими игрушками – выдергивает, забирает их руками, а иногда и ртом. Когда у него просят или, что еще хуже, отбирают игрушки, может зарычать, заплакать, начать бить, устроить истерику или прибежать к Вам за помощью. Если Вы беспокоитесь по поводу такого поведения – то Ваше беспокойство оправдано – ребенок испытывает трудности в общении, и ему нужна помощь. Ребенок недостаточно понимает, что происходит. Почему? В этом возрасте дети еще далеко не всегда в состоянии осмыслить ситуацию во всей ее полноте. Ребенок видит только то, что на поверхности – подбежал другой ребенок, взял мои игрушки, убежал. Понимая ситуацию таким образом, ребенок реагирует соответственно: агрессия в ответ на конкуренцию или опасность. Ребенок недостаточно компетентен, чтобы разрешить ситуацию. Почему? Социальная компетенция или опыт общения формируются у детей с разным успехом – у некоторых это получается легко от природы, а у некоторых нет. Именно в этом возрасте ребенок переходит из мира идеального удовлетворения всех своих желаний в мир социальный, где есть правила. Согласно им необходимо учитывать не только свои желания, но и чужие. Понимание этих правил не всегда приходит само. В этом случае, важно помочь ребенку их освоить. Как быть? Способ 1. Подготовить ребенка к общению со сверстниками в безопасной обстановке. Для этого, попробуйте поиграть с ребенком, смоделировав ситуации, происходящие с ним в реальной жизни. Например, с помощью куклы Вы можете проиграть роль другого ребенка, который сначала спокойно играет в песочнице, а потом подбегает к кукле Вашего малыша и забирает его машинки. Посмотрите, что будет происходить дальше? Если Ваш сын или дочка неопытен/на в этой ситуации, то он или она либо растеряется и отступит, либо станет нападать и защищаться. Спросите у Вашего ребенка: как он думает, что происходит, почему мальчик забирает машинку? Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: мальчик хочет поиграть твоей машинкой. Способ 2. Помощь в реальном времени. Когда в реальных ситуациях общения, Вы видите, что ребенок испытывает трудности, попробуйте мягко помочь ему. Например, когда он отбирает чужие игрушки, спокойно остановите его и подскажите: «Ты хочешь взять чужие игрушки? Что надо сказать для этого?». Если ребенок не догадывается – дайте вариант: «Скажи: Маша, дай, пожалуйста, мне поиграть твоей игрушкой». После того, как ребенок попробует, оцените ситуацию: если Маша дала игрушку – похвалите его. Если нет, предложите следующие варианты – обмен, игра на время, совместная игра и т.д. Способ 3. Игра с ровесниками под контролем взрослого. Пригласите одного-двух друзей Вашего ребенка и устройте совместную игру, например, в карточки, лото или любую другую, где требуется соблюдение правил. Внимательно следите, понимают ли дети правила игры, принцип очередности, принцип справедливости победы и проигрыша. Каждый раз, когда видите, что ребенок не справляется – влезает без очереди, кричит и расстраивается, пытается обогнать или наоборот забывает о своем ходе – спокойно напоминайте правила и подсказывайте, что нужно сделать в этой ситуации – подождать, что-то сказать, посидеть спокойно или поскорее брать карточки. Материалы подготовлены социальным педагогом ЦПМПК МО Васинцевой О.М. Мотивация к новым способам поведения. Какой бы способ Вы ни избрали, важно совмещать его с мотивированием к новому поведению. Если ребенку удается вести себя «правильно», старайтесь рассказать это другим членам семьи в присутствии ребенка – папе, бабушке, тете. Щедро хвалите и обращайте внимание ребенка на свое правильное поведение: «Какой ты у нас взрослый!. Отмечайте любой успех в области общения у Вашего ребенка, так чтобы он смог отличить, какое поведение Вы приветствуете, а какое игнорируете (да-да игнорировать неуспех намного полезнее, чем осуждать его). Одобрение родственников и Ваше может воодушевить ребенка на новые подвиги. В любом случае, обучение общению будет намного полезнее и приятнее, чем ругань, осуждение или общие объяснения без подкрепления на своем опыте. Материалы подготовлены социальным педагогом ЦПМПК МО Васинцевой О.М. | |
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0 |