Главная » Статьи » Профилактика жестокого обращения с детьми |
Роль педагога в распознавании признаков жестокого обращения с ребенком Жестокость взрослых по отношению к детям вообще и, к своим, в частности, известна с очень давних времен. Развитие цивилизации не избавило детей от этой социальной беды, но увеличило знание общества о том, каким видам насилия подвергаются дети и кто виновен в плохом обращении с ними. Жестокое обращение с ребенком возможно со стороны любого взрослого человека, постороннего, не связанного ни с ребенком, ни с его родителями, а просто избившего его при случайной встрече. Однако для общества особую опасность представляет жестокость, проявляемая в семье к собственному ребенку, или к детям, находящимся в коллективе со стороны тех взрослых, которые в этом коллективе работают и под чьей защитой эти дети временно или постоянно находятся. Жестокое обращение (ЖО) с ребенком это - любой вид плохого обращения с ребенком со стороны родителей, лиц их заменяющих, близких родственников, опекунов и тех лиц, которые несут юридическую ответственность за жизнь, здоровья и безопасность ребенка в отсутствие родителей. Своевременное выявление детей, подвергшихся любому виду ЖО очень важная задача, так как невмешательство в процесс плохого обращения может привести к тяжелым нарушениям здоровья ребенка, к повторным эпизодам насилия, причем, каждый следующий эпизод носит более тяжелый характер, и все это может закончиться смертью. С пострадавшими от ЖО детьми встречаются и должны уметь его заподозрить в первую очередь представители тех специальностей, которые встречаются с детьми часто по роду своей деятельности. К ним относятся: школьные учителя, воспитатели детских домов и дошкольных учреждений, тренеры спортивных секций, инспекторы по делам несовершеннолетних правоохранительных органов, социальные работники. Объективные и субъективные критерии, по которым у не медицинского работника может возникнуть подозрение на ЖО с ребенком. Физические признаки • наличие на коже ребенка следов ушибов («синяки»), ссадин, царапин. Особенно, если они обнаруживаются часто, а «синяки» имеют разную окраску (красные, синие, зеленые, желтые). Это свидетельство того, что они получены в разное время, и ребенок травмируется постоянно; • ребенок с внешними признаками запущенности: грязный или не опрятный; • часто пропускающий уроки без уважительной причины; • постоянно невысыпающийся ребенок; • появившиеся случаи недержание мочи, до того не имевшие места у данного ребенка. Особенности поведения детей, подвергающихся ЖО • повышенная раздражительность или замкнутость у ребенка, до того с нормальным поведением; • агрессивное поведение по отношению к своим товарищам и/или к учителям; • появившаяся склонность к уединению; • ухудшение успеваемости; • снижение самооценки; • появившийся интерес к книгам, посвященным внутрисемейным отношениям, самоубийствам и.т.п.; • избыточная потребность во внимании со стороны воспитателей у ребенка дошкольного и раннего школьного возраста. Все перечисленные признаки всего лишь косвенные и не могут считаться достоверными до установления врачами - специалистами их происхождения. «Синяки», царапины, недержание мочи и другие перечисленные признаки якобы СЖО, могут быть проявлениями многих заболеваний ребенка. Исключение составляют только неопрятность, вшивость, грязная одежда, которые без сомнения свидетельствуют об истинной запущенности в этой семье. Выяснение причин имеющихся у ребенка признаков, позволяющих заподозрить ЖО, требует правильного поведения взрослых, которые работают с детьми. Будь то медицинский работник, учитель или воспитатель он должен проявить внимательность, деликатность и доброжелательность. И, что очень важно, все разговоры с ребенком должны происходить без свидетелей и не напоминать допрос. В тех случаях, когда ребенок расскажет вам о плохом с ним обращении, а вы посчитаете, что его домашний конфликт не настолько серьезный, чтобы информировать о нем соответствующие организации, то разговор можно оставить без последствий, дав ребенку несколько советов по налаживанию взаимоотношений с обидчиками. В некоторых случаях необходим разговор с родителями, но следует об этом посоветоваться с ребенком, так как, если этого не сделать, то такая беседа может лишь ухудшить ситуацию для ребенка, и он после этого больше не будет вам доверять. Однако не редко конфликты в семье носят чрезвычайно опасный для ребенка характер и тогда, вы должны посоветоваться со специалистами и с руководством вашего учреждения об информировании отдела опеки о подозрении на жестокое обращение.
Используемая литература: Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. 2-е издание, дополненное и переработанное – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010.
Материалы подготовлены учителем – дефектологом ЦПМПК МО Ященко Е. Н. | |
Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0 |