Приветствую Вас Гость!
Суббота, 05.10.2024, 14:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Профилактика жестокого обращения с детьми

Роль педагога в распознавании признаков жестокого обращения с ребенком

Роль педагога в распознавании признаков жестокого обращения с ребенком

Жестокость взрослых по отношению к детям вообще и, к своим, в частности, известна с очень давних времен. Развитие цивилизации не избавило детей от этой социальной беды, но увеличило знание общества о том, каким видам насилия подвергаются дети и кто виновен в плохом обращении с ними. Жестокое обращение с ребенком возможно со стороны любого взрослого человека, постороннего, не связанного ни с ребенком, ни с его родителями, а просто избившего его при случайной встрече. Однако для общества  особую опасность представляет жестокость, проявляемая в семье к собственному ребенку, или к детям, находящимся в коллективе со стороны тех взрослых, которые в этом коллективе работают и под чьей защитой эти дети временно или постоянно находятся.

 Жестокое  обращение (ЖО)  с ребенком это  - любой вид плохого обращения с ребенком со стороны родителей, лиц их заменяющих, близких родственников, опекунов и тех лиц, которые несут юридическую ответственность за жизнь, здоровья и безопасность ребенка в  отсутствие родителей.

Своевременное выявление детей, подвергшихся любому виду  ЖО очень важная задача, так как невмешательство в процесс плохого обращения может привести к тяжелым нарушениям здоровья ребенка, к повторным эпизодам насилия, причем, каждый следующий эпизод носит более тяжелый характер, и все это может закончиться смертью.

С пострадавшими от ЖО детьми встречаются и должны уметь его заподозрить в первую очередь представители тех специальностей, которые встречаются с детьми часто по роду своей деятельности. К ним относятся: школьные учителя, воспитатели детских домов и дошкольных учреждений, тренеры спортивных секций, инспекторы по делам несовершеннолетних правоохранительных органов, социальные работники.

Объективные и субъективные критерии, по которым у не медицинского работника может возникнуть подозрение на ЖО с ребенком.

Физические признаки

• наличие на коже ребенка следов ушибов («синяки»), ссадин, царапин. Особенно, если они обнаруживаются часто, а «синяки» имеют разную окраску (красные, синие, зеленые, желтые). Это свидетельство того, что они получены в разное время, и ребенок травмируется постоянно;

• ребенок с внешними признаками запущенности: грязный или не опрятный;

• часто пропускающий уроки без уважительной причины;

• постоянно невысыпающийся ребенок;

• появившиеся случаи недержание мочи, до того не имевшие места у данного ребенка.

Особенности поведения детей, подвергающихся ЖО

• повышенная раздражительность или замкнутость у ребенка, до того с нормальным поведением;

• агрессивное поведение по отношению к своим товарищам и/или к учителям;

• появившаяся склонность к уединению;

• ухудшение успеваемости;

• снижение самооценки;

• появившийся интерес к книгам, посвященным внутрисемейным отношениям, самоубийствам и.т.п.;

• избыточная потребность во внимании со стороны воспитателей у ребенка дошкольного и раннего школьного возраста.

Все перечисленные признаки всего лишь косвенные и не могут считаться достоверными до установления врачами - специалистами их происхождения. «Синяки», царапины, недержание мочи и другие перечисленные признаки якобы СЖО, могут быть проявлениями многих заболеваний ребенка. Исключение составляют только неопрятность, вшивость, грязная одежда, которые без сомнения свидетельствуют об истинной запущенности в этой семье.

Выяснение причин имеющихся у ребенка признаков, позволяющих заподозрить  ЖО, требует правильного поведения взрослых, которые работают с детьми. Будь то медицинский работник, учитель или воспитатель он должен проявить внимательность, деликатность и доброжелательность. И, что очень важно, все разговоры с ребенком должны происходить без свидетелей и не напоминать допрос.

В тех случаях, когда ребенок расскажет  вам о плохом с ним обращении, а вы посчитаете, что его домашний конфликт не настолько серьезный, чтобы информировать о нем соответствующие организации, то разговор можно оставить без последствий, дав ребенку несколько советов по налаживанию взаимоотношений с обидчиками. В некоторых случаях необходим разговор с родителями, но следует об этом посоветоваться с ребенком, так как, если этого не сделать, то такая беседа может лишь ухудшить ситуацию для ребенка, и он после этого больше не будет вам доверять.

Однако не редко конфликты в семье носят чрезвычайно опасный для ребенка характер и тогда, вы должны посоветоваться  со специалистами и  с руководством вашего учреждения об информировании отдела опеки о подозрении на жестокое обращение.

 

Используемая литература:

Алексеева И.А.,  Новосельский  И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. 2-е издание, дополненное и переработанное – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010.

 

Материалы подготовлены учителем – дефектологом ЦПМПК МО Ященко Е. Н.

Категория: Профилактика жестокого обращения с детьми | Добавил: Lilia (29.01.2016)
Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0