Главная » Статьи » Профилактика жестокого обращения с детьми |
Как не обидеть своего ребенка (рекомендации для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми) Проблема жестокого обращения с детьми сегодня является очень актуальной. Упоминание о жестокости по отношению к детям наводит на мысли, прежде всего, о физическом насилии над ребенком, после которого ему требуется медицинская помощь. Однако есть и другой аспект проблемы. Он менее заметен, но встречается значительно чаще. Это бытовая жестокость, проявляющаяся в крике, унизительных высказываниях, шлепках и т.п. В процессе воспитания ребенка возникает множество ситуаций, попадая в которые родители испытывают крайне неприятные эмоции, с которыми не могут совладать. Бывает, что дети не слушаются, капризничают, упрямятся или проявляют агрессивность. В такие «трудные» для родителя моменты ему трудно действовать разумно, применяя имеющиеся знания и умения в области воспитания. Вместо адекватной поведению и состоянию ребенка реакции возникает желание наказать ребенка. Или использовать шантаж и манипуляции, передразнивание ребенка и т.п.. Это просто и привычно. По мнению родителей, эти способы позволяют «выпустить пар» и «почувствовать уверенность», но не приводят к позитивным изменениям в поведении ребенка. После их применения портятся отношения с ребенком. Кроме того, силовые методы не могут быть использованы постоянно. По мере взросления ребенка, он становится все менее зависимым и все сильнее физически, и у родителя уже попросту не хватает сил, чтобы справляться с ним. Испорченные отношения приводят к тому, что подросший сын или дочь начинают бойкотировать все родительские требования. Одна мама, рассказывая о трудностях в отношениях с подросшим сыном, призналась, что «эту войну мы с мужем проиграли». И это весьма закономерный итог. Рассмотрим способы, которые помогают родителю справиться со своими эмоциями при возникновении «трудной» ситуации, не прибегая к физическому или психологическому насилию над ребенком. Прежде всего, стоит постараться выявить причины возникновения трудной ситуации, выслушать ребенка. Ведь очень часто дети становятся «трудными» тогда, когда устали, голодны или заболевают. Во всех этих случаях родительские призывы успокоиться, как правило, не достигают своей цели. Но, когда родитель предпринимает усилия по обдумыванию, прояснению проблемы и обдумывает возможные способы своего реагирования для решения проблемы, приводят одновременно и к снижению остроты неприятных переживаний. Понять ситуацию помогает использование активного слушания и обратной связи понимания. При активном слушании ребенка реплика родителя начинается с «ты»: «тебе обидно!», «ты злишься» и т.п. Как правило, ребенок, которого слушают, готов рассказать о сути проблемы и перейти к её решению. Получив необходимое внимание, он уже не борется с взрослым, а доверяется ему. Во многих случаях, особенно если речь идет о маленьком ребенке или ребенке дошкольного возраста, хорошо просто отвлечь его. Хорошо зарекомендовала себя и техника «Я-высказывания», при применении которой родитель говорит о своих чувствах, не обвиняя в них ребенка. Можно сказать «мне обидно», но не стоит «ты меня обидел». Это очень хороший пример для ребенка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет “Я злюсь!” вместо того, чтобы кидать игрушки об стену. Также это важно для того, чтобы не возникло желания защищаться и оправдываться. Во многих случаях дети не осознают, какое влияние на взрослого имеет их «плохое» поведение, и полученная информация о чувствах помогает им сориентироваться в своем поведении. Важно объяснить ребенку, что именно вам не нравится, и каковы могут быть последствия его поступков. Ведь дети не всегда способны спрогнозировать дальнейший ход событий. Малоэффективна эта техника тогда, когда потребности ребенка и родителя сильно различаются, или когда отношения полностью испорчены и ребенок просто не хочет слышать родителя. Иногда бывает трудно сдержаться, т.к. раздражение, злость и усталость переполняют родителя. И вот родитель уже готов сорваться на крик. Прежде, чем это сделать, можно предупредить ребенка: “Сейчас я буду ругаться”. Может быть, он перестанет делать то, что вас злит. Если нет, то, повышая голос, используйте ритуальные слова, которые определенно скажут, что вы сердиты, но могут быть несколько забавны. Обязательно убедитесь, что ребенок не понимает слова буквально. Например, можно сказать «Кусь!». Всегда есть опасность сказать в сердцах что-то лишнее, надолго испортив отношения. Поэтому, разозлившись, лучше рычите. Или войте. Это безопаснее. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребенку, что вам очень хочется его отшлепать. Скорчите страшную рожу или используйте пантомиму. Если вам так уж хочется обозвать ребенка, не используйте унижающие его достоинство ругательства с общепризнанным смыслом, а придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: “Ах, ты, басюлька!”. В том случае, если справиться с эмоциями не представляется возможным и назревает применение силы, имеет смысл воспользоваться техникой «тайм-аута»: уйти в другую комнату, отойти, отправить ребенка в его комнату или подождать в стороне, пока ребенок успокоится. Эта техника позволяет родителю сдержать свой гнев, не демонстрируя его ребенку с той интенсивностью, с которой он переживается в «трудной» ситуации. При этом важно заранее или при возникновении «трудной» ситуации предупредить ребенка о том, что вы некоторое время не будете с ним общаться, а потом вернетесь. И сделаете это для того, чтобы успокоиться. Иначе вы можете очень сильно напугать сына или дочь своим неожиданным поступком. Удаляться стоит ненадолго. Ровно на столько, сколько требуется для совладания с эмоциями. В зарубежной педагогической психологии предлагают при применении «тайм-аута» ориентироваться на возраст ребенка. При этом количество лет ребенка соответствует времени, на которое вы его оставляете. Так, 5-летнего ребенка можно оставить минут на 5. Если ребенок мал (ему 1-2 года), то имеет смысл не оставлять его в комнате одного, а просто отойти от него. Таким образом, сильные негативные эмоции, испытываемые взрослыми, часто становятся причиной жестокого обращения с детьми. Использование некарательных техник реагирования помогает справиться с «трудной» ситуацией без применения силы. Материал подготовлен учителем-дефектологом Ященко Е. Н. | |
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0 |