Главная » Статьи » Специалистам |
В современной специальной психологии и педагогике задержка психического развития рассматривается как особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций личности ребенка. Дети с ЗПР поступившие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостаточно сформированы некоторые психические функции, умения и навыки, т.к. им не хватает знаний для усвоения предложенного материала в общеобразовательной школе. От нормально развивающихся сверстников ребенка с задержкой психического развития можно отличить по некоторым особенностям, дети с ЗПР: - очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, уровень работоспособности у них снижен; - они с трудом принимают и обрабатывают (анализируют) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразвито; - испытывают трудности с общепринятыми формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Сюжетно-ролевые игры им не доступны; - им трудно организовать свою деятельность; - обучение по программе общеобразовательной школы для них затруднено, т.к. психическое развитие находится на более раннем уровне. У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если им оказать своевременную специальную коррекционно- развивающую помощь, они будут в состоянии догнать своих нормально развивающих сверстников. В этой связи приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психолого-педагогическому сопровождению на всех этапах обучения. Психолого-педагогическое сопровождение - это специализированная деятельность (психологическая, педагогическая, дефектологическая) в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития. Направлено на обеспечение нормального развития ребенка, помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. Задачи психолого-педагогического сопровождения: - создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе, при общении с детьми, родителями и педагогами. -изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления. - оказывать помощь детям, нуждающимся в особых коррекционных программах, специальных формах организации их деятельности - своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии. - повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с нарушениями в развитии оказывает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк ) образовательной организации, который призван решать многоплановые задачи, в т.ч. и задачи по психолого – педагогическому сопровождению ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Междисциплинарная команда участников психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР включает в себя специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социальный педагог, классный руководитель, учитель – предметник, медицинский работник,заместитель директора по учебной работе (другие специалисты привлекаются при необходимости). Направления деятельности участников психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР Учитель-дефектолог в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения осуществляет следующие функции: обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у учащихся дефекта; разрабатывает индивидуальные комплексные программы развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума школы; комплектует группы, подгруппы для занятий с учётом психофизического состояния детей; проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их максимальной коррекции, проводит постоянное, систематическое наблюдение за уровнем развития познавательной, учебной деятельности и результатами коррекционного воздействия; консультирует педагогов и родителей по применению специальных коррекционных методов и приёмов оказания помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии; способствует формированию общей культуры личности обучающихся. В своей деятельности учитель-дефектолог использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства, реализует образовательные программы; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию. Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов мыслительной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью. Педагогическое сопровождение дефектологом обучающихся предусматривает перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы. Содержание деятельности педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении: проводит диагностическую работу с группами «проблемных» учащихся (диагностический минимум, различные схемы углубленной диагностики); предоставляет на школьный консилиум необходимую информации по психолого-педагогическому статусу конкретных учеников, ученических групп; участвует в разработке стратегии сопровождения ребёнка с ЗПР; проводит психокоррекционные, развивающие и консультативные мероприятия с ребёнком, с классом; проводит групповые и индивидуальные консультации с педагогами и родителями; планирует совместную работу с классным руководителем; психологическое просвещение; консультирование администрации. Учитель-логопед участвуя в психолого-педагогическом сопровождении: выявляет детей, имеющих речевые нарушения различного генеза; проводит углубленное логопедическое обследование детей и подростков для определения уровня речевого развития, выявления речевых нарушений и структуры дефекта; оформляет документацию школьного консилиума по определению образовательного маршрута и форм индивидуальной работы для конкретного ребенка с ЗПР; оформление документации на ПМПК. Содержание работы социального педагога: изучение социальной среды ребенка, находящегося в кризисной или экстремальной ситуации; посредничество между семьей, учреждением, в котором воспитывается ребенок с ЗПР, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов с целью предупреждения различных конфликтов, оказания социальной защиты и помощи; выявление и учет детей, нуждающихся в социальной помощи. Классный руководитель: проводит сбор информации о педагогических аспектах статуса школьников (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов-предметников); заполняет диагностические карты учащегося; участвует в экспертных опросах на этапе диагностического минимума; предоставляет необходимую педагогическую информацию на школьный консилиум; участвует в разработке стратегии сопровождения; планирует и проводит конкретные формы воспитательной работы в рамках сопровождения отдельных школьников и класса в целом; консультирует родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения школьников и ученических групп; участвует в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых психологом, завучем, медицинским работником. Содержание деятельности учителя-предметника: участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума; предоставление необходимой информации классному руководителю и психологу в рамках их подготовки к консилиуму образовательной организации; работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ; консультирование родителей; участие в методических семинарах, посвященных содержанию сопровождающей деятельности в различных школьных параллелях. Медицинский работник осуществляет: сбор и предоставление информации о состоянии здоровья и физических особенностях школьников на школьный консилиум. Направление ребёнка на консультацию к специалистам (неврологу, д/психиатру, эпилептологу и т.д.). Заместитель директора по учебной работе реализует следующие функции: организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий; организация работы школьного консилиума; помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения; консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам; оформление обязательной школьной документации; контрольно-инспекционная деятельность. В психолого–педагогическое сопровождение детей с ЗПР отдельным направлением работы входит и работа с родителями. Работа с семьями, имеющих детей с ЗПР должна осуществляться на протяжении всего сопровождения. Сложность данной работы заключается в том, что каждая семья – это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства. Таким образом, слаженная и целенаправленная работа по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ЗПР и его родителей в условиях инклюзивного образования, является эффективным средством для преодоления имеющихся проблем в освоении школьной программы и способствует полноценному развитию личности ребенка во всех сферах. Корякина Л.А., учитель-дефектолог ЦПМПК МО Используемая литература: * Богданова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения. // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. * Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005. * Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 5-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2009 | |
Просмотров: 931 | Рейтинг: 0.0/0 |