20 ноября 2017 г. года в г. Мурманске состоялась региональная межведомственная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: возможности и ограничения». Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Мурманской области, Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Российское представительство объединения «Спасем детей» (Норвегия). В работе конференции приняли участие представители органов местного самоуправления, муниципальных образовательных организаций, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, представители родительской общественности.
Участники конференции отметили своевременность и актуальность привлечения внимания исполнительных органов власти, всего профессионального сообщества к проблеме развития и продвижения инклюзивных процессов в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В ходе обсуждения широкого круга вопросов по организации инклюзивного образования в Мурманской области отмечены положительные тенденции:
- в области увеличивается количество обучающихся в системе инклюзивного образования. В образовательных организациях создаются специальные образовательные условия в соответствии с актуальными и потенциальными ресурсными возможностями детей с ОВЗ и инвалидностью;
- в Мурманской области действует трехуровневая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЦПМПК МО, ТПМПК, ПМПк ОО);
- формируется опыт уникальных образовательных организаций – ресурсных учебно-методических центров по сопровождению инклюзивного образования
-
Вместе с тем, участники конференции обратили внимание на следующие аспекты:
- необходимость комплексного системного подхода в решении проблем построения инклюзивной образовательной вертикали – от включения в образовательную среду детей раннего возраста до получения среднего специального и высшего образования студентами с ОВЗ;
- необходимость подготовки и переподготовки специалистов нового типа, способных реализовывать гуманистические направления развития самого инклюзивного образования.
Участники конференции согласовали общую позицию и понимание основных направлений практической реализации задач дальнейшего развития такой формы инновационного образования в Мурманской области, как инклюзивное образование и выработали следующие РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию, продвижению и сопровождению инклюзивного образования в Мурманской области:
- разработать и внедрить в образовательную практику эффективные и реально действующие механизмы сетевого и межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества образования, здоровья и социального обеспечения жизни детей с ОВЗ и их семей;
- содействовать дальнейшему развитию ресурсных учебно-методических центров по инклюзивному образованию, способных обеспечить научно-методическое, кадровое и организационное сопровождение инклюзивных образовательных учреждений, современный уровень развития инклюзивных процессов в целом;
- обеспечить постепенный характер продвижения и развития инклюзивного образования при создании непрерывной инклюзивной образовательной вертикали, в рамках которой будут получать необходимую помощь дети с ОВЗ и дети-инвалиды, начиная с раннего возраста до ступени профессиональной подготовки;
- для повышения профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ, использовать разнообразные формы научно-методической и информационной поддержки образовательных организаций по вопросам оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на различных уровнях образовательной вертикали (круглые столы, семинары, совещания, конференции, консультации, конкурсы, методические разработки, видеофильмы, интернет - форумы);
- с целью определения проблем и перспектив развития инклюзивного образования осуществлять ежегодный анализ деятельности территориальных ПМПК и ПМП консилиумов в муниципальных образованиях Мурманской области;
- способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в среде специалистов образования;
- на условиях позитивного партнерства организовать и поддерживать тесное взаимодействие с общественными и родительскими ассоциациями по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью;
- содействовать конструктивному сотрудничеству специалистов образовательных организаций с общественными организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Участники конференции выражают благодарность организаторам за предоставленную возможность принять участие в диалоге о проблемах и перспективах развития инклюзивного образования. Мы рассматриваем сегодняшнее мероприятие как еще один шаг профессионального сообщества навстречу решению проблем инклюзивного образования в Мурманской области. |